На Западе то и дело включают печатный станок, чтобы помочь экономике и людям справиться с тем или иным кризисом. В России подобное невозможно — как минимум, у ЦБ нет соответствующих полномочий. Депутаты предлагают дать регулятору право включать станок.
Включение печатного станка — один из инструментов мягкой денежно-кредитной политики. Но в России его невозможно использовать, потому что у ЦБ нет полномочий. Депутаты предлагают дать регулятору такие возможности.
Как сообщил глава партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов в своём телеграм-канале, соответствующий законопроект направлен в правительство. Документ даёт ЦБ право выдавать правительству кредиты для латания «дыр» в бюджете, а также покупать государственные облигации при первичном размещении.
Как объяснил Миронов, новые полномочия ЦБ нужны, поскольку в бюджет на 2023 год заложен дефицит в 3 трлн рублей. Это не первая крупная «дыра» в российском бюджете. Но впервые дефицит нечем закрывать. Валютные резервы, в том числе в Фонде национального благосостояния, «заморожены». Возможности Минфина занимать на рынке, размещая гособлигации, сильно ограничены из-за ухода иностранных инвесторов. Помощь ЦБ в такой ситуации не будет лишней.
Но одно дело наделить Центробанк правом выкупать гособлигации, другое дело — воспользоваться им. ЦБ уже неоднократно говорил, что при текущем экономическом положении России не подходит мягкая денежно-кредитная политика. Она приведёт к гиперинфляции. Регулятор даже не рискнул дальше снижать ключевую ставку.