Многие банки не могут пережить экономический кризис и банкротятся. Слабые игроки вымываются с рынка. Более сильные потрясения задевают и крупных игроков. Это ставит под удар уже множество клиентов кредитных организаций и грозит обрушением всей банковской системы. За тем, чтобы не допустить самого страшного, следит Центробанк. Но и он не готов помогать всем подряд.
ЦБ дал «беспрецедентные» послабления российским банкам в кризис. Об этом заявил зампред Банка России Алексей Заботкин, передаёт РБК. По его словам, на такие меры регулятор пошёл только будучи уверенным в устойчивости всего сектора:
Эти послабления мы могли дать, потому что знали, что банки в целом здоровы. Давать послабления, когда вы знаете, что в банковской системе очень много потенциальных трупов, называя вещи своими именами, — это крайне неосмотрительно
Зато эти меры, по его словам, вместе с созданным в прошлые годы запасом прочности по ликвидности и капиталу, позволили банкам продолжить кредитование, несмотря на кризис.
Заботкин напомнил кризис 2008-2009 годов, когда кредитование корпоративного сектора сильно сократилось. Ситуация повторилась и в 2014-2015 годах.
Напомним, ещё до начала СВО 22 февраля Банк России разрешил участникам рынка временно не отражать отрицательную переоценку ценных бумаг на балансах, чтобы это не ухудшало их показатели. Эта мера действует до конца года.
Также банкам позволили не отражать в отчётности ухудшение качества ссуд, если проблемы у заёмщика возникли из-за западных санкций. При этом, как ранее заверили в ЦБ, возможность не досоздавать резервы по проблемным кредитам будет продлена до конца 2023 года.
В то же время, по словам первого зампреда ЦБ Дмитрия Тулина, совокупный убыток сектора по итогам первого полугодия составил 1,5 трлн рублей. Хотя к ноябрю он сильно сократился. Узнать точные цифры не представляется возможным из-за закрытой отчётности.
При этом ЦБ пытается оградить банковский сектор от дополнительных рисков. Например, банки и микрофинансовые организации должны будут сократить выдачу рисковых кредитов. В частности, будут установлены следующие нормативы:
В итоге кредитные организации будут чаще отказывать клиентам с долговой нагрузкой 80% и выше, а также клиентам, оформляющим кредиты сроком свыше пяти лет.
Борется ЦБ и с угрозой «пузыря» на ипотечном рынке. Регулятор последовательно раскритиковал околонулевые ставки при жилищном кредите. Застройщики уже начали отказываться от них, пытаясь найти замену. Не одобрил регулятор и появившуюся в качестве ответной меры на запреты траншевую ипотеку. Кроме того, из-за ограничительных мер ЦБ, с 1 декабря 2022 года банки будут чаще отказывать в выдаче ипотеки на ДДУ с низким первоначальным взносом. На одобрение смогут рассчитывать только клиенты с высокими доходами и идеальной кредитной историей. Причина одна — доступные способы приобретения жилья, по мнению Банка России, приведут к перегреву рынка.
Сейчас ЦБ обсуждает создание фонда поддержки банковского сектора, который будет действовать за счёт отчислений самих банков. Как заявил директор департамента банковского регулирования и аналитики Банка России Александр Данилов, на будущее надо думать про то, чтобы банки сами могли себя спасать, чтобы не требовались средства государства или ещё что-то экстренно. Это снизит в том числе нагрузку на систему страхования, передаёт «Интерфакс». Средства такого фонда могут использоваться для помощи банкам в условиях кризиса/поддержки банков, развивающих значимые направления кредитования, добавил представитель регулятора. Сейчас, по его словам, системной докапитализации банкам не требуется.