С 5 декабря начнут действовать новые санкции против российской нефти. Танкеры, которые её перевозят, перестанут страховать. То есть де-факто морские перевозки будут «заморожены». Также Запад обсуждает потолок цен на отечественную нефть. Пока страны НАТО не договорились, но не ровен час достигнут компромисса и активируют ограничения. Эксперты разбирались, как это отразится на «бензиновых» ценах внутри страны.
В последние годы внутренний «бензиновый» рынок мало-мальски защищён от проблем за границей и того, как они влияют на нефтяные котировки. Рост или снижение цен на нефть почти никак не отражается на стоимость бензина в России за счёт демпфера.
Однако сейчас ситуация изменилась. Компаниям всё сложнее продавать нефть за границу. Приходиться делать большие скидки. Впереди маячит «заморозка» морских поставок, а, возможно, и потолок цен. Российские власти неоднократно говорили, что не будут продавать нефть тем странам, которые ввели ограничения по ценам. Всё это вместе приведёт к переизбытку топлива внутри страны.
По всем канонам экономики переизбыток некоего товара на рынке должен привести к снижению цен. В данном случае к падению стоимости бензина.
Но в России свои законы экономики. Поставки нефти за рубеж снижаются уже несколько месяцев. Причём не только в объёмах, но и в денежном выражении. Оптовые цены действительно упали. Но на заправках снижение не сильно ощущается. Вот как объяснил сей парадокс президент некоммерческого партнёрства «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин (цитата «Блокнот.ру»):
На внутреннем российском рынке есть профицит топлива, оптовые цены упали, но розничные цены сильно вниз не пошли. Здесь есть несколько причин. Одна из них в том, что политическая ситуация постоянно меняется, и у продавцов бензина нет чёткой уверенности, что оптовые цены зафиксируются на нижнем уровне. В такой ситуации операторы АЗС не спешат сильно снижать цены, чтобы потом не пришлось их резко повышать. Если это сделать, то можно спровоцировать напряжённость в отношениях с владельцами автотранспорта
Доля правды в этом есть. Человеческий мозг так устроен, что забудет о снижении цен. Поэтому люди подумают, что нефтяники совсем обнаглели, раз так сильно повысили цены.
Но это, конечно, не самое веское основание, чтобы отказаться от снижения цен при возможности. В самые трудные времена заправки зарабатывают по 5 рублей за литр бензина. Поэтому если есть возможность получить больше прибыли, то вряд ли найдётся такой бизнесмен, который от неё откажется.
Впрочем, и это ещё не все факторы. Нефтяные компании в любой момент могут из профицита сделать дефицит: остановить перерабатывающие заводы или снизить мощности. Они уже пользовались таким приёмом. Он работает.