Режим самозанятого позволил работающим на себя выйти из тени, а государству получать с них налоги. Но властям стало мало. Теперь, когда люди научились оформлять этот упрощённый режим, их могут вынудить становиться ИП, где налоговая ставка может быть выше. Для чего это делается и к чему может привести?
Минфин хочет ограничить налоговые преимущества для самозанятых. Предлагается изменить ставки для частных предпринимателей таким образом, чтобы они оказывали услуги главным образом лишь физическим лицам.
Напомним, самозанятые, продавая свои товары или оказывая услуги, платят налог на профессиональный доход (НПД) по льготной ставке — 4% (при работе с физлицами) или 6% (при работе с юрлицами). Выписывать чек и платить налог можно с помощью мобильного приложения «Мой налог».
Заместитель директора департамента налоговой политики Минфина Виталий Прокаев отметил существующие недостатки в режиме самозанятого, передаёт РБК. Например, таксисты, работающие через агрегаторы (Яндекс.Такси, Ситимобил и т. п.), недовольны тем, как происходит расчёт налога. В частности, сервисы берут с водителей комиссию за каждый заказ, но платить налог им приходится со всей его суммы, без учёта той части, которую забирает агрегатор.
Режим для самозанятых не должен конкурировать с другими видами налогооблажения, «которые прописаны для малого и среднего бизнеса» (упрощённая система, патент), заметил Прокаев:
По мнению нашего департамента, режим налога на профессиональный доход, наверное, всё-таки должен быть ограничен в применении
Он отметил, что когда режим вводился в 2019 году, не предполагалось, что он станет заменой ИП и других форм юрлиц. Доход от деятельности самозанятого должен был стать лишь дополнением к заработку на основной работе. Это может быть репетиторство, оказание консультационных услуг, домашние поделки и т. п.
Другая проблема — переход из найма на режим самозанятого в интересах работодателя. Так как самозанятые не платят страховые взносы и НДФЛ, то компании могут хорошо на них сэкономить. Если компании платят за сотрудника порядка 43% (13% НДФЛ + взносы), то самозанятые — 6% или даже 4% (а в период льготного режима ещё меньше). Выгода налицо, поэтому руководство может попросить сотрудников уволиться и продолжить сотрудничество с ними уже в новом качестве.
По статистике налоговой службы, только от половины самозанятых поступают страховые взносы. Да и то, только потому, что они совмещают самостоятельную деятельность с работой по трудовому договору, и взносы за них платят работодатели. В то же время самозанятые могут делать отчисления в Пенсионный фонд и самостоятельно в добровольном порядке, но не особо горят желанием.
Впрочем, даже работая с юрлицами, самозанятый сейчас ничего не нарушает. Недаром же для этого существует повышенная ставка в 6%. Тем не менее в департаменте налоговой политики Минфина считают, что этот режим необходимо ограничить. При этом Прокаев подчеркнул, что это мнение департамента, но необязательно Минфина в целом.
В ведомстве пока вносить коррективы не собираются. В министерстве отметили, что различные изменения возможны только после анализа результатов действия спецрежима. То есть не раньше 2029 года, до которого он должен продлиться.