Любые поправки в Уголовный кодекс РФ — это целое событие, вызывающее активное обсуждение. Вспомним, как «гудели» СМИ и соцсети при внесении изменений в связи с мобилизацией. Но СВО быстро развернула судебную практику. Без каких-либо поправок в закон, суды стали лояльны к контрактникам и мобилизованным, совершившим преступление. Даже рецидивистам дают весьма мягкое наказание и отпускают за то, что они стремятся на спецоперацию.
Суд рассматривает уголовные дела, опираясь на представленные материалы следствия (или дознания), доказательства, а также собственные убеждения. В УК РФ есть отдельная статья (61 УК РФ), которая перечисляет обстоятельства, смягчающие наказание подсудимого:
Среди них:
Всего 10 пунктов. Перечень открытый. То есть суды могут использовать любые обстоятельства дела в качестве смягчающих. На своё усмотрение.
СВО продолжается девять месяцев. И фигурантами уголовных дел становились в том числе и участники военной операции, добровольцы и даже мобилизованные.
Например, Магомед Рамазанов проходил обвиняемым по ст. 318 УК РФ (Применение насилия в отношении представителя власти) за то, что, находясь под административным надзором, несколько раз ударил участкового. Что само по себе отягчающее обстоятельство. Но суд «принял во внимание, что Рамазанов М. А. изъявил желание продолжить контракт и поехать добровольцем участвовать в спецоперации на Украине». В итоге приговор оказался весьма мягкий — три месяца ареста. А с учётом того, что он уже провёл в СИЗО 45 дней, Рамазанова отпустили из зала суда. И это при том, что ранее он уже отбывал наказание за покушение на грабёж, а после освобождения из колонии нарушал режим административного надзора и даже был объявлен в розыск.
В Вологде в октябре 2022 года был освобождён из-под стражи неоднократно судимый Виталий Ефимовский, который во время ссоры сломал ногу гражданской жене. Приговор с наказанием в виде четырёх лет колонии обжаловала сама потерпевшая. В жалобе она всячески оправдывала действия Ефимовского, говоря, что он служит примером мужества для её сына, добровольно отправившись воевать в зону СВО. Суд счёл эти доводы заслуживающими внимания, ведь Ефимовский снова собирался уйти добровольцем. Приговор был изменён, и преступник получил всего лишь два года условно. При этом суд не стал учитывать, что ранее Ефимовский был дважды судим за кражу в крупном размере и мошенничество.
Прекрасный прецедент создал Приозёрский городской суд Ленинградской области в том же октябре 2022 года. Ранее пять раз судимый доброволец (два раза за грабёж и три раза за кражи) за очередной грабёж получил всего лишь год условно (ч. 1 ст. 161 УК РФ). Несмотря на то, что за ранее совершенные «подвиги», он осуждался к реальным срокам в колонии особого или строгого режимов. Более 8 лет рецидивист провёл в тюрьме, и по шестому эпизоду грабежа вдруг получил условный срок. С чего бы это вдруг? Появилось смягчающее обстоятельство — рецидивист проходит службу по контракту в Вооружённых силах, отправившись туда добровольцем.
В Воронеже суд вынес ещё более интересный приговор. Алексей Коратеев стал подсудимым за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264.1 УК РФ — управление автомобилем в состоянии опьянения. Заметим, что минимальный размер штрафа за это 200 000 рублей. Однако наш герой получил штраф в размере всего 50 000 рублей. Он, как и в остальные, выразил намерение участвовать в специальной военной операции в качестве добровольца. Суд учёл также, что ранее Коратеев служил на Северном Кавказе и принимал участие в боевых действиях.
Напомним ещё раз, что перечень смягчающих наказание обстоятельств в УК РФ — открытый. То есть формально такое положение дел не противоречит закону. Суды вправе принять во внимание любое обстоятельство.
Было ли нечто подобное в приговорах ранее, до объявления СВО? Вот, например, приговор Додонову Е.Н. за совершение разбоя, с применением насилия, опасного для жизни, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, совершённое группой лиц, с покушением на убийство.
Вынесенный приговор Додонов Е.Н. обжаловал, указав, что «судом не были в полной мере учтены обстоятельства, смягчающие наказание, а также данные о его личности». В частности, суд не учёл, что с 2008 года он имеет двойное гражданство, по контракту шесть лет «проходил службу и участвовал в боевых спецоперациях по уничтожению бандформирований, награждён орденом Мужества и медалью, был контужен». Приговор был вынесен Верховным Судом Башкирии ещё в 2012 году и при рассмотрении этого дела все «военные» заслуги подсудимого не были приняты во внимание. Получается, что военный опыт стал смягчающим обстоятельством только после событий февраля этого года?
Наверное, о тенденциях ещё говорить рано, но судебная система при рассмотрении конкретных дел всегда принимала во внимание судебную практику, даже несмотря на то, что в России не прецедентное право.
Для сравнения — на днях прокурор запросил для оппозиционного политика Ильи Яшина (признан иноагентом) девять лет по обвинению в распространении «фейков» о российской армии. Ранее по этой же статье (ч. 2 ст. 207.3 УК) московский муниципальный депутат Алексей Горинов получил семь лет тюрьмы.
К слову, о законодательстве — в конце сентября 2022 года депутаты госсобрания Башкирии внесли в Госдуму законопроект о привлечении осуждённых к участию в СВО.
Как тогда прокомментировал инициативу спикер парламента Константин Толкачев (цитата по РБК):
Своим участием в военных действиях в защиту интересов Российской Федерации осуждённый сможет искупить свою вину перед обществом и достичь таким образом целей уголовного наказания
Согласно законопроекту, суд может предоставить отсрочку осуждённому для его участия в военных действиях. Время пребывания в зоне военных действий предлагалось засчитывать в срок лишения свободы из расчёта 1 к 10 — один день участия в военной операции за десять дней заключения в колонии.
Позднее стало известно о том, что подобный законопроект разработали и в Совете Федерации, сообщает ТАСС. Предлагается дополнить УК РФ статьёй 82.2, которая также даёт право на отсрочку некоторым категориям осуждённых для участия в боевых действиях в период мобилизации, военного положения или вооружённого конфликта.
Пока данные законопроекты не приняты и даже не рассматривались в парламенте.