Когда ПФР и ФСС объединялись, власти заявляли, что никаких проблем не будет — новый Соцфонд станет полным преемником старых структур. Это же сейчас написано на сайте СФР. Однако на деле проблемы есть. К нам всё чаще обращаются получатели детских пособий с жалобами, что СФР отказывается решать проблему старых выплат и отправляет… в ПФР, то есть структуру, которой уже нет.
Происходит следующее. У семьи проблемы с выплатами, которыми заведовал ПФР, например, пособием на второго ребёнка до 3-х лет. Семья звонит или идёт лично в СФР, и это логично, потому что фонд стал преемником. Но в СФР говорят: это пособие, которое назначал ПФР, обращайтесь туда. Но ПФР больше нет. Сотрудник тот же самый, адрес тот же самый, даже телефон не поменялся. Но буквы другие, поэтому — не беспокойте нас. Выглядит абсурдно и напоминает старую шутку, но на самом деле проблема многих семей.
Юрист Нелли Гурьянова помогла нам разобраться в этой проблеме. Итак, Социальный фонд создан из ПФР (Пенсионный фонд) и ФСС (Фонд социального страхования). Судя по закону от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», ФСС полностью прекратил своё существование, а ПФР как юридическое лицо никуда не делся, он реорганизовался.
В высших кругах власти уверяют, что граждане по вопросам, которые раньше были в ведении ПФР, могут обращаться по прежним адресам или в МФЦ.
Всё указывает на то, что отказ чиновника решать вопрос, связанный со старыми пособиями, — нарушение. Повторим — СФР полный преемник ПФР и решает все вопросы, связанные с пенсиями и пособиями.
В пресс-службе Социального фонда проблему не признали:
Информация о том, что территориальные отделения Социального фонда переадресовывают обращения граждан в Пенсионный фонд не соответствует действительности. Социальный фонд выступает полным правопреемником всех выплат и услуг Пенсионного фонда России. Причем все эти услуги в большинстве случаев предоставляются по привычным для граждан адресам, поскольку теперь отделения ПФР и ФСС стали отделениями Социального фонда России. Фонд не получал в январе обращений граждан о том, что их направляют за услугами и разъяснениями в Пенсионный фонд
Но на местах работают люди. Ошибки отдельных сотрудников нельзя исключать, поэтому если вы столкнулись с отказом решать вопросы старых пособий, то действуйте так:
Обращаем внимание, что обращения к чиновникам надо писать правильно. В противном случае вы получите размытый ответ, а не решение проблемы. Нелли Гурьянова рассказывает, как это сделать, чтобы получить результат, а не абстрактные отписки.
Ещё одна возможная проблема — СФР не занимается решением вопроса, по которому вы обращаетесь. В пресс-службе Соцфонда заметили: «Напомним, что помимо Социального фонда России назначением пособий на детей занимаются региональные органы социальной защиты населения. Они, в частности, оформляют ежемесячное пособие на третьего ребенка до 3 лет и ежемесячное пособие на детей от 3 до 8 лет. По всем вопросам получения данного пособия родителям следует обращаться в органы соцзащиты».
СФР консультирует людей по поводу ежемесячного пособия на детей от 8 до 17 лет и пособия беременным женщинам, которые фонд назначает с середины 2021 года. С 2023 года фонд также назначает ежемесячное пособие на первого ребенка до 3 лет, которое передано из органов социальной защиты населения в компетенцию СФР.