Все страны хотят, чтобы в казне было побольше долларов, и в то же время — избавиться от долларовой зависимости. У одних причины экономические, у других — политические. Желание уйти от монополизма одной валюты усилилось после кризиса 2008 года. Ну а для России с 2022 года дедолларизация проходит естественным путём. Поступление американской валюты резко снизилось. Когда мы сможем полностью перейти на национальную валюту в торговых расчётах с другими странами?
Россия торгует с Китаем. Туда идут нефть, газ, лес и другие природные богатства. Оттуда: продукция лёгкой промышленности, техника, электроника и т. д. Логично, что расчёты должны проходить в валютах наших стран — рублях и юанях. То же и с остальными странами. Однако при любом экономическом взаимодействии приоритет отдаётся доллару или евро. Доля юаней при расчётах составляет всего 2% от мирового оборота. Дело в том, что США и Евросоюз являются для Китая главными торговыми партнёрами, а в рублях с ними не расплатишься. При том что США и ЕС являются крупнейшими импортёрами в мире, то и другим странам удобнее вести расчёты в долларах и евро.
Тем не менее страны уже начали переходить на региональные валюты в торговле, сообщил экономист, бывший министр финансов России Михаил Задорнов (цитата по РИА Новости):
Процесс постепенного развития расчётов в региональных валютах продолжается. И наиболее активно — на постсоветском пространстве. С глобальной точки зрения он будет достаточно долгим. Результаты такого изменения мы увидим на горизонте десяти лет, если рассуждать серьёзно
Он объяснил, что главным камнем преткновения являются издержки для покупателей и продавцов товара. Доллары и евро являются свободно конвертируемыми валютами. Поэтому при расчётах в них издержки минимальны. Тогда как при обращении неконвертируемой валюты (национальной, которая «ходит» только внутри страны) — издержек больше в силу неликвидности. Поэтому пока доля доллара в мировой торговле 60%. Но мировая финансовая система становится всё менее зависимой от доллара именно из-за создания барьеров, добавил Задорнов.
Что всё это значит?
В феврале 2022 года Запад ввёл против Банка России и Минфина санкции. Из-за чего проводить операции в долларах и евро стало невозможно. Кроме того, были заморожены резервы страны в этих валютах. Это заставило Россию искать новые способы расчётов. Другие страны, чтобы снизить риск зависимости от доллара тоже переходят на расчёты в нацвалюте.
Например, Китай начал покупать у Саудовской Аравии нефть за юани и договорился с Бразилией о торговле в своей валюте. Индия с Малайзией теперь тоже торгуются в рупиях. Также перевести внутренние операции на национальные валюты собираются и некоторые страны Юго-Восточной Азии.
Недавно Центробанк продлил ограничения на снятие наличных до 9 сентября 2023 года. Первый зампред Банка России Дмитрий Тулин объяснил это тем, что в стране дефицит с наличной валютой. Причём не только долларами. Юани, по его словам, также не достать. Запрета на ввоз, например, наличных долларов и евро в страну нет, но их просто не поставляют.
Центробанк неоднократно заявлял о необходимости дедолларизации, но при этом глава ЦБ отмечала, что власти не собираются вводить запрет на свободное обращение наличных долларов.