С того момента, как часть россиян уехала за границу, власти находятся на распутье — то ли вернуть их, то ли наказать. Поэтому главный инструмент во взаимодействии с релокантами — кнут и пряник. Но с «пряниками» в стране за последний год стало плохо, а вот «кнутов» хватит на всех. Квартиры пока не отбирают, но налоги для тех, кто продолжает работать на РФ из-за границы, повышают. Впрочем, даже во власти не все поддерживают это.
Накануне в Госдуму внесли законопроект, который увеличивает налог на доходы нерезидентов с 13% до 30%. Если проект примут, то с 2024 года релоканты, которые работают на российскую компанию и провели за границей больше полугода (т. е. стали нерезидентами), должны будут отдавать государству 30% от зарплаты. Эта норма не распространяется только на работающих по трудовому договору, если место нахождения сотрудника совпадает с указанным в документе.
Член комитета ГД по бюджету и налогам Никита Чаплин считает, что повышение налога увеличит поступления в бюджет. Об этом он рассказал «Российской газете»:
Некоторые граждане проживают на Бали или Мальдивах, при этом получая прибыль с российских компаний
В то же время, по его словам, эта инициатива должна способствовать тому, чтобы люди не уезжали:
Как не платить повышенный налог? Ответ прост: не уезжать из России, а трудиться здесь
Член комитета ГД по экономической политике Сергей Алтухов ставит вопрос ребром:
Для тех россиян, кто от неуверенности в завтрашнем дне или по идеологическим соображениям покинул страну, увеличение налога до 30% для нерезидентов может стать поворотной точкой для того, чтобы вернуться или окончательно разорвать связь с Родиной
Он добавил, что нужно поощрять тех, кто возвращается налоговыми преференциями и льготной ипотекой, а также предоставить им возможность для профессионального роста и поддержать запуск их стартапов. К примеру, ипотека с господдержкой с недавних пор действует для сотрудников IT-сферы.
Глава комитета по соцполитике Ярослав Нилов опасается, что принятие таких норм приведёт к дополнительной финансовой нагрузке на работодателя. То есть, если сотрудник договорился, что получает по договору 100 000 — он их и будет получать. Дополнительные расходы в виде 30% вместо 13% лягут на плечи бизнеса.
Ещё одна проблема — удалёнщики начнут переходить в «серую» зону и вообще не платить никаких налогов.
Наконец, по словам депутата, это риск потери высококлассных специалистов (особенно в IT-сфере), которые просто начнут переходить в зарубежные компании.
Первый зампред профильного комитета ГД по бюджету и налогам Михаил Щапов отметил ещё и техническую сложность в выявлении таких налогоплательщиков. Об изменении статуса сотрудника сообщает само предприятие. Для проверки налоговой нужно будет запросить данные о пересечении границы по подозрительным сотрудникам.
Возможно процесс упростится после того, как появится реестр военнообязанных. В него попадёт большинство мужчин трудоспособного возраста, что позволит ФНС вычислять удалёнщиков-нерезидентов — в реестр будут стекаться данные практически со всех госорганов.
Если для компаний, «скрывающих» своих уехавших сотрудников, введут какое-то наказание, то это может просто «уничтожить бизнес и рабочие места», считает депутат.
Щапов также считает, что возможность платить прежний налог (13-15% вместо вводимых 30%) едва ли вернёт релокантов — ведь они уехали не из-за денег.
В октябре 2022 года Forbes оценивал число уехавших после объявления мобилизации россиян в 700 000. С тех пор кто-то вернулся. Однако многие остаются за границей и недавние изменения, связанные с электронными повестками и ограничительными мерами, абсолютно не способствуют возвращению людей на родину.
Это уже сказывается на экономике. Как недавно выяснил Центробанк, по итогам I квартала 2023 года российские предприятия зафиксировали рекордный дефицит кадров с 1998 года. Любопытно, что речь идёт не только об айтишниках. России не хватает сотрудников на обрабатывающих производствах, в сфере водоснабжения, хранения и транспортировки. Нехватку кадров также испытывают представители торговли и сферы услуг.
За 2022 год Россия потеряла 1,33 млн работников в возрасте до 35 лет. Об этом говорит исследование аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, которое основано на данных Росстата. Специалисты связывают такую тенденцию с эмиграцией и демографическим старением.
Как верно заметил Щапов, для начала властям нужно самим решить — чего именно они хотят добиться этим законопроектом:
Это совершенно разные цели, которые по-разному будут влиять на экономику и социальную сферу.
P. S.
Сегодня стало известно, что правительство отозвало из Госдумы проект поправок, повышающих НДФЛ для работающих из-за границы до 30%. В кабмине пояснили, что в законопроект необходимо внести ряд технических уточнений.