Принято считать, что в отношениях покупатель — продавец обманутым бывает покупатель. Однако на маркетплейсах распространяется мошенничество, жертвой которого становятся продавцы.
Business FM рассказывает историю продавца, который вместо дорогих смартфонов получал в качестве возврата от покупателя дешёвую подделку. Таких случаев мошенничество было немало. Причём покупатели после возврата получили обратно всю стоимость покупки. Остались и с дорогим телефоном, и с деньгами, а продавец несёт убытки.
Я смотрю, что всё это происходит в автоматическом режиме без моего участия. Я не могу написать, чтобы отправили фотографию товара. iPhone 14 достаточно дорогой по стоимости: 76 тысяч. Всё это прошло в автоматическом режиме. Через пару дней курьер «Сбермегамаркета» нам его доставил. Я вскрываю, смотрю: коробка с виду от iPhone 14. Внимательно вглядываюсь — цвет телефона не прописан. Видно, что копия
Продавец написал обращение в поддержку маркетплейса, но «Сбермегамаркет» попросил предоставить фото и видео сборки товара. Без этого вернуть деньги продавцу отказались. Но продавец, упаковывая множество заказов, не успевает снимать процесс на видео, хоть правило и прописано в условиях сотрудничества. Формально у маркетплейса есть все основания отказать в возврате.
В итоге «Сбермегамаркет» одобрил продавцу возврат средств за подменённые телефоны. Как отмечают юристы, крупный бизнес застрахован от подобных случаев. Убытки возмещает страховая компания. Также злоумышленника будет искать полиция. Если мошенника найдут, он станет возвращать убыток «Сбермегамаркету».
Вообще, подобное мошенничество неединичное и не новое. На каждом из крупных маркетплейсах продавцы сталкиваются с кражей, подменой и порчей товара. Подобное явление даже получило название потребительский терроризм.
О том, как продавцам защитить себя и какое наказание существует для недобросовестных покупателей, рассказывала юрист Нелли Гурьянов в статье «Покупатели против продавцов».