В случае банкротства авиакомпании или экстренной отмены рейсов пассажиры остаются ни с чем. Далеко не каждому повезёт и он сможет поменять билет на другой рейс. Поэтому многие годами ждут возврата своих денег. Единого алгоритма действий авиаперевозчиков при возникновении у них финансовых трудностей нет, отмечают в Минтрансе. Поэтому ведомство предлагает ввести дополнительный сбор с пассажиров, который бы пошёл на покрытие расходов в случае банкротства авиакомпаний.
Стоимость авиабилетов особенно в период отпусков мало кого может порадовать. При этом в цену билета, помимо тарифа перевозчика, уже заложены всевозможные сборы — например, аэропортовый или топливный.
Минтранс предложил ввести ещё один — на случай банкротства или экстренной отмены рейса, пишет «Коммерсантъ». Деньги собираются брать с пассажиров при каждой покупке билета. В авиакомпаниях считают, что речь может идти о сумме в 150–300 рублей.
Что всё это значит?
Предполагается, что собранные деньги пойдут в «национальную систему взаиморасчётов на воздушном транспорте», оператором которой станет некое АО «Авиагарант».
Примечательно, что сейчас уже есть сбор в размере 185 рублей, который вносят в Систему взаиморасчётов на воздушном транспорте (СВВТ, ею управляет компания ТКП).
Поэтому авиаперевозчики выступили против дублирования сбора, который приведёт к росту цен на авиабилеты. Ведь увеличение стоимости перелёта повлечёт за собой сокращение пассажиропотока, что невыгодно компаниям.
Источник издания в «Ростехе», где первоначально и появилась идея о сборе, настаивает на пользе от сбора для пассажиров — благодаря этому возврат средств клиентов при форс-мажорах должен ускориться.
Мнения экспертов относительно сбора разделились. Одни считают, что инициатива может быть полезной, так как при банкротстве авиакомпании денег фонда хватит с лихвой. Отчисления в 150–300 рублей при текущем пассажиропотоке, дадут в год около 1,5–3 млрд рублей. Но в случае с кризисами, сравнимыми с теми, которые возникли в период ковида, когда массово отменялись рейсы, даже этой суммы будет недостаточно. Например, туротрасль до сих пор не может расплатиться по долгам перед клиентами из-за нехватки резервов фонда «Турпомощи».
Кроме того, по мнению юристов, без чётких правил, которые бы прописывали основания для возврата денег пассажирам, ситуация ничем не будет отличаться от текущей, когда своих денег приходится добиваться через суд.