Скоро из назначений врачей пропадёт более 200 наименований популярных и жизненно важных лекарств. В их числе жаропонижающее «Панадол», обезболивающее «Но-шпа», эффективное средство для астматиков «Сальбутамол» и пастилки от боли в горле «Лазолван», а также ряд менее известных в широких массах наименований лекарств и антибиотиков. Заменят ли их российские дженерики?
Минздрав предупредил больницы, что с полок скоро исчезнут 196 лекарственных препаратов, узнало издание «Холод» (его основатель и главный редактор Таисия Бекбулатова признана в РФ иноагентом).
Врачи не смогут рекомендовать больным препараты, которые не только сняты с производства, но и жизненно важные и не имеющие аналогов.
В списке министерства:
Кроме того, в списке оказались препараты для лечения онкологии производства израильской компании Teva.
Иностранные производители препаратов ушли из России после начала СВО или из-за экономической нецелесообразности.
Но полноценного импортозамещения не произошло. Вместо наращивания производства происходит его спад. В прошлом году Росстат сначала зафиксировал, что изготовление препаратов выросло. Рост по инерции продержался до сентября (на 21,5% накопленным итогом за 9 месяцев). Но уже в октябре лекарств изготовили на 8,5% меньше, а в ноябре выпуск лекарств и медицинских изделий упал ещё на 14,8% в годовом выражении.
Снижается и число клинических испытаний препаратов. В 2022 году исследований было на 18,5% меньше, чем годом ранее. Но даже среди тех, которые проводятся, оригинальных лекарств всего треть. Это значит, что в основном в России испытывают дженерики.
Дженерики — это препараты с одним и тем же действующим веществом, которые производят другие компании после окончания срока патента на оригинальное лекарство. Зачастую дженерики уступают оригинальным лекарствам из-за некачественного сырья, плохой очистки, дополнительных компонентов, которые вызывают аллергию и побочные явления. То есть когда людям внушают, что это полный аналог и в их составе тот же действующий компонент, это далеко не всегда так.
Не добавляют оптимизма и скачки курса валют. Сырьё и оборудование по-прежнему приходится закупать за рубежом. В условиях подорожавшего доллара это становится не по силам многим производителям. Вот и появляются в продаже дешёвые аналоги, которые в лучшем случае не справляются с болезнью, а в худшем вредят. Прибавим сюда ещё и риск того, что рынок могут наводнить подделки, и получаем прямую угрозу нашему здоровью.
Минздрав пообещал направить больницам «уточнённую информацию» по препаратам. Однако на момент публикации материала уточняющих сведений от Минздрава так и не поступило. Как предполагает издание, это может быть связано с утечкой первого письма и возмущением врачей.
В начале года в ведомстве уже опасались, что дефицитными станут около 100 лекарств, включая базовые антисептики, обезболивающие, гормоны и вакцины. Они вошли в закрытую часть государственного реестра лекарственных препаратов.
Тогда власти заявляли, что список составляют на всякий случай, чтобы знать в отношении каких именно лекарств могут потребоваться спецмеры. Например, упрощённая регистрация или ввоз в приоритетном порядке. Тем не менее успокоения не действуют — ситуация повторяется, а список расширяется. То есть это не единичный случай, а тенденция. Поэтому можно предположить, что рано или поздно страна останется без импортных препаратов и должна будет полагаться только на отечественных производителей или поставки из дружественных стран.
Что можно посоветовать в этой ситуации? Абсолютно здоровых людей не бывает, поэтому нам остаётся только закладывать дальнейшее удорожание и снижение качества медицины. Спрашивайте разные мнения врачей, которые не заинтересованы в том, чтобы продвигать тот или иной бренд. К сожалению, это не сотрудники госучреждений и не фармацевты в аптеках. Хотя и там бывают неплохие специалисты. В общем, повышайте медицинскую грамотность, а не верьте слепо тому, что вам говорят в аптеке или в поликлинике.