Каждый раз, когда ЦБ повышает ключевую ставку, на регулятора льётся тонна критики. Многие обвиняют Центробанк в том, что своими действиями он убивает экономику. О каком развитии может идти речь, если ставки по кредитам заоблачные? Далеко не каждый предприниматель решится одолжить деньги у банка, чтобы расширить производство или модернизировать его. На этот раз глава ЦБ Эльвира Набиуллина заткнула критиков за пояс, заявив, что главная проблема российской экономики сейчас не высокие ставки по кредитам, а дефицит рабочей силы.
Выступая в Госдуме, Эльвира Набиуллина заявила (цитата «Ведомостей»):
Главная проблема – не нехватка денег, а нехватка рабочей силы. Мы это видим, кстати, по опросам предприятий
ЦБ постоянно опрашивает около 14 000 предприятий, если судить по материалам регулятора. Если по словам Набиуллиной, то — 13 000.
Дефицит рабочей силы зафиксировал не только ЦБ. Ранее ту же самую картину (по опросам предприятий) «нарисовали» Институт народохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук и Институт экономической политики имени Егора Гайдара.
Вот и получается, что дешёвые кредиты мало чем помогут сейчас. Работать некому на тех мощностях, какие уже есть. О каком расширении производства может идти речь в таких условиях?
Но самое забавное, конечно, то, что после выступления Набиуллиной один из депутатов выступил с предложением сократить рабочую неделю. Более того, законопроект с этой идеей уже опубликован в базе Госдумы.
Документ предполагает сокращение рабочей недели с 40 до 39 часов. По оценке экс-зампреда ЦБ Сергея Алексашенко (признан иноагентом), уменьшение рабочей недели на час эквивалентно сокращению рабочего времени на 2,5% или сокращению рабочей силы на 2 млн человек.