Власти «планируют задействовать» сбережения граждан, объём которых составляет около 40 трлн рублей, заявил недавно министр финансов Антон Силуанов. Это вызвало панику среди вкладчиков, которые испугались, что депозиты будут изъяты на нужды государства, как во время Великой Отечественной войны. Насколько реальны страхи людей, разбирались юристы и эксперты.
На заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам министр финансов Антон Силуанов заявил:
В первую очередь мы планируем задействовать те сбережения граждан, которые сегодня ещё находятся либо на руках у населения, либо не участвуют в активных инвестиционных программах. А таких сбережений находится у граждан более 40 трлн рублей
В первую очередь вкладчикам, которых напугали публикации в интернете, надо обратить внимание на контекст заявления. Речь в этот момент шла о программе долгосрочных сбережений — новом типе пенсионных накоплений.
Другими словами, власти рассчитывают на то, что деньги, которые сейчас лежат на банковских вкладах и под матрасами, перекочуют на счета в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Причём это сделает не правительство в принудительном порядке, а сами люди в надежде получить бо́льший доход за счёт софинансирования со стороны государства (до 36 000 рублей в год) и вычета со взносов (13%, но не больше 52 000 рублей в год).
Статьи по теме:
Тем не менее страх изъятия вкладов всё равно остаётся. В бюджете два года подряд большие «дыры». В 2024 году тоже ожидается дефицит, поскольку очень много денег уходит на СВО. Как тут не боятся потери вкладов?
Для тех, кто любит спойлеры, скажем сразу — может. Законодательная основа для этого есть, говорит юрист Нелли Гурьянова. Но пойдут ли на это власти, совсем другой вопрос. Более подробно о том, как могут изъять вклады, а главное, есть ли для этого основания, ниже.
Гражданский кодекс обязывает банки возвращать клиентам сумму вкладов и процентов на условиях, прописанных в договорах (статья 834). Если банк нарушит закон, то будет наказан.
Но есть несколько причин, по которым банк имеет право не выдавать вклад по первому требованию. К ним относятся:
Ограничения на выдачу валютных вкладов, введённые в марте 2022 года, нельзя считать заморозкой с юридической точки зрения. Любой вкладчик мог снять деньги со счёта: на сумму до 10 000 долларов в валюте, остальное рублями.
Нелли Гурьянова отметила, что следует отличать понятия «заморозка вкладов» и «конфискация вкладов».
Заморозка предполагает, что вкладчик не может распоряжаться деньгами некоторое время. Чаще всего, если человек выполняет законные требования (да-да, не только банки должны действовать по закону, но и люди), то вклад размораживается.
Конфискация вкладов предполагает, что деньги отбираются навсегда и без компенсации. Такое тоже возможно. Вклады — имущество, а конфискация имущества разрешена законом в качестве наказания за ряд преступлений. Со списком преступлений, за которые могут конфисковать имущество, в том числе вклады, можно ознакомиться в статье 104.1 Уголовного кодекса.
То, чего так боятся российские вкладчики, на юридическом языке называется изъятием вкладов. Но чтобы изъять вклады у неограниченного числа граждан, надо сначала ввести в стране военное положение. Только после этого, опираясь на конституционный закон (№ 1-ФКЗ от 30 января 2002 года), президент сможет изъять вклады.
Как видите, с юридической точки зрения можно хоть завтра объявить военное положение, а следом издать указ об изъятии вкладов. Остаётся только один вопрос. Зачем?
Ситуация в нашей стране действительно тяжёлая с точки зрения государственных финансов. Спору нет.
В 2022 году расходы бюджета превысили доходы (дефицит) на 3,3 трлн рублей. В 2023 году — на 3,2 трлн рублей. В 2024 году — как ожидается, на 1,6 трлн рублей. При этом больше всего в бюджете 2024 года смущают доходы. Власти считают, что поступления вырастут сразу на 22%.
Тем не менее даже бывший зампред ЦБ Сергей Алексашенко (признан иноагентом), считает, что поводов для беспокойства нет. «В принципе финансовое положение российского бюджета оно достаточно устойчивое», — отметил эксперт.
Вкладчикам он посоветовал не волноваться:
Я, честно говоря, не очень вижу, что такого случилось в экономике, чтобы Минфин должен был вместе с Центральным банком конфисковывать деньги населения