Вечером 30 января 2024 года многие россияне не могли зайти ни на российские сайты, ни в некоторые банковские приложения. В частности, не работали в «Сбербанк Онлайн» и «Тинькофф». Проблемы наблюдались у тех, кто пользуется мобильными услугами МТС, «Мегафон» и «Ростелеком». В Минцифре объяснили, с чем связано отключение интернета.
Массовое отключение интернета вызвано технической проблемой, связанной с «глобальной инфраструктурой DNSSEC», сообщили в Минцифре:
Возникла техническая проблема, затронувшая зону .RU, связанная с глобальной инфраструктурой DNSSEC. Специалисты Технического центра Интернет и МСК-IX работают над её устранением
Возьмём для примера любой сайт, на который хотим зайти. Допустим, sberbank.ru. Вбивая в поисковую строку адрес сайта или запрашивая в поисковой системе, мы пользуемся буквами, но «машины» буквы не понимают. Адрес преобразуется в определённые цифры, которые уходят в виде запроса на сервер. Сервер выдаёт ответ также в виде набора цифр, которые преобразуются в буквенную ссылку.
Если мошенники перехватили ваш запрос, то могут подменить его, и тогда вам придёт ответ со ссылкой, ведущей на мошеннический сайт. Подмену вы даже не заметите. Так вот DNSSEC служит преградой для подобного обмана, проверяя подлинность запроса пользователя.
Ответить на вопрос, что случилось с DNSSEC, могут только программисты. Причём ответ будет таким, что поймут его только коллеги.
Впрочем, Минцифры уже через несколько часов после сбоя объявило, что неполадки устранены:
Техническая проблема, связанная с глобальной инфраструктурой DNSSEC, вызвавшая недоступность сайтов в зоне .RU, устранена. Неполадки в работе DNS могут наблюдаться ещё некоторое время, пока обновлённые данные не разойдутся по системе доменных имен
По сообщениям СМИ, сразу после сбоя мобильные операторы, чтобы восстановить доступ, отключали DNSSEC. Другими словами, снимали защиту, чтобы пользователи могли заходить на сайты и в приложения.