На главную страницу
Ипотека онлайн
Самые выгодные предложения банков по ипотеке с онлайн-заявкой
Кредит онлайн
Кредиты на любые цели — расчет выгодных условий и заявка онлайн
ОСАГО онлайн
Пошаговый гид для расчета и оформления
Новостройки
Актуальные предложения по продаже квартир от застройщиков
К списку новостей

«Не твое? — Не трогай!» Правда ли, что за разбитый товар надо платить

Андрей Игнатенко
06 марта 2024 15:00
745
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Скажите, пожалуйста, неужели если я возьму с полки супермаркета товар, то, судя по новостям, я теперь обязана буду его купить? И что делать, если случайно задела, уронила? И если продавцы заставляют меня купить товар после этого. Спасибо!

Айседора Дункан, 18 лет

Что делать, если разбил товар в магазине. Фото: tut-magaz.ru 

Цитата из ленты новостей:

В Госдуму внесён законопроект, который позволяет пробовать продукты в магазине ещё до их оплаты. Депутаты считают, что когда покупатель берёт с полки товар, то уже выражает согласие на его покупку

Новость и вопрос читателя комментируют юристы «Выберу.ру»:

Законопроект, придуманный депутатами, ещё не вступил в силу. Когда вступит и в какой редакции — неизвестно. И мне трудно себе вообразить, чтобы в нём появилась норма, прямо обязывающая покупателя приобретать продукты, которые он просто потрогал в супермаркете (при этом не попробовав и не нарушив целостность упаковки).

А пока что вопросы повреждения товаров в супермаркетах регулируются нормами Гражданского кодекса РФ. А именно – статьёй 211 «Риск случайной гибели имущества» и статьёй 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда». По общему правилу, пока товар не оплачен (пока не пробит чек), товар принадлежит супермаркету, который и отвечает за риск его случайной гибели. Это значит, что, например, если покупатель шёл по узкому проходу и что-то случайно задел, а товар упал и разбился, то покупатель не обязан его оплачивать. Виноват супермаркет, который не предусмотрел такого риска, расставляя товары.

Да, покупатель может добровольно оплатить разбитый товар, но принудить его никто не вправе. Если покупатель не признаёт свою вину и отказывается возмещать ущерб разбитого товара, администрация супермаркета может взыскать стоимость испорченного товара только в судебном порядке. Такое на практике случается очень редко: только если ущерб был существенным и администрация уверена, что сможет доказать, что покупатель умышленно повредил товар. Во всех прочих случаях дело до суда просто не доходит, тем более что риск случайной гибели товара уже заложен в стоимость товара.

Если вас насильно удерживают, угрожают, пугают вызовом полиции — сохраняйте спокойствие, по возможности фиксируйте происходящее. Когда прибудут сотрудники полиции и продавцы станут рассказывать им, что вы, якобы, намеренно хулиганили — сообщите полицейским, что товар был повреждён случайно, что вас насильно удерживали в супермаркете, что вам угрожали, что администрация супермаркета требовала оплаты за случайное повреждение товара, произошедшее по вине супермаркета, и что вы согласны сообщить свои паспортные данные и далее защищать свою позицию в суде. Требуйте просмотра записи с камер наблюдения супермаркета. Все факты противоправных действий продавцов фиксируйте в заявлении на имя начальника местного отдела МВД. При таких обстоятельствах, если дело и дойдёт до суда, супермаркет наверняка проиграет.

Теги: Магазины Законопроекты Суд Юридические процедуры

Статьи и новости по теме: