По действующим правилам, уход за пожилыми людьми и инвалидами запрещено совмещать с официальной работой. Поэтому тем, кто ухаживает, приходится выкручиваться: работать неофициально или как самозанятые. Корить за нарушение закона рука не поднимается. Уход за престарелыми родителями оценивается в целых 1 200 рублей ежемесячно. Да ещё и выплачивается не тому, кто ухаживает, а тому, за кем ухаживают. В Госдуме хотят разрешить совмещение ухода с работой, правда, не со всякой.
Те, кто ухаживают за пожилыми людьми старше 80 лет и инвалидами 1 группы, получат право уходить на дистанционный формат работы. Законопроект об этом на днях внесён в Госдуму.
Документ предлагает дополнить статью 312 Трудового кодекса следующим пунктом:
Статья 312.10. Временный перевод работника на дистанционную работу по инициативе работника в исключительных случаях. Работодатель обязан временно перевести работника, проживающего на территории Российской Федерации, на дистанционную работу по его заявлению в случае осуществления им ухода за инвалидом I группы, за исключением инвалидов с детства I группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, на период осуществления такого ухода, при условии соблюдения требований, установленных в части 1 статьи 312.1
Однако далеко не на каждой работе такое возможно. Например, кассир в «Пятёрочке» вряд ли сможет удалённо обслуживать покупателей. Впрочем, совмещать работу кассиром и ухаживать за пожилой мамой тоже не получится. Разве что для галочки — лишь бы получать пусть небольшие 1 200 рублей в виде доплаты к пенсии да стаж.
Другое дело, когда родственник действительно нуждается в постоянной помощи. Например, инвалид 1 группы, который не ходит. Тогда возможность совмещать уход и работу станет хорошим подспорьем.
Но надо понимать, что многие люди и сейчас вынуждены совмещать уход и дистанционную работу. Просто не оформляются официально или платят налоги как самозанятые. Поэтому инициатива законодателей, скорее, направлена на то, чтобы вывести ещё одну категорию граждан «из тени». Но подаётся сие, конечно, как «социальная защита лиц, осуществляющих уход за инвалидами и престарелыми».