Только в начале месяца Минэнерго заявило о стабильности на топливном рынке, как цены на бензин пошли вверх. Когда в прошлом году происходило то же самое, виновников быстро нашли. Выяснилось, что свою негативную роль сыграл не только сезонный фактор, но и меры правительства. Но тогда министры одумались, и ситуация стабилизировалась.
Биржевые цены на бензин на этой недели вдруг резко выросли. Цена АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже ещё 15 июля была на уровне 55 600 рублей за тонну, а теперь приближается к 58 000 рублей. Это максимум с октября 2023 года. Горючее марки Prime-95 («Премиум») планомерно растёт с начала лета. Сейчас его стоимость превышает 73 000 рублей за тонну, что также является рекордом этого года. Абсолютный максимум был достигнут в сентябре прошлого года — 76 876 рублей за тонну.
На столичных заправках АИ-92 в среднем предлагают за 53 рубля за 1 литр, АИ-95 — за 58-59 рублей, свидетельствуют данные мониторинга Московской топливной ассоциации. Неделю назад АИ-92 можно было найти за 52 рубля, а АИ-95 — за 56,5-57 рублей.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) собирается направить запрос в нефтяные компании, чтобы те представили экономическое обоснование роста оптовой стоимости на бензин.
При этом только 8 июля в правительстве обсуждали ситуацию с нефтепродуктами, на котором Минэнерго называло стабильными розничные цены на топливо. Также в ведомстве заявили, что запасов горючего достаточно, чтобы полностью обеспечить внутренний рынок бензином и дизельным топливом.
В общем, по всем параметрам роста цен быть не должно. Однако оптовые цены растут. И для этого есть несколько причин.
Во-первых, именно летом на профилактический ремонт закрываются некоторые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), в то время как потребность в горючем растёт не только из-за сельхозработ, но и из-за периода отпусков. Люди начинают больше ездить на своих машинах.
Во-вторых, правительство отменило запрет на экспорт бензина, который ввело в марте. Сначала продавать нефтепродукты за границу разрешили до 30 июня, а потом продлили отмену эмбарго до 31 июля. В правительстве это объяснили тем, что внутренний рынок был перенасыщен автомобильным топливом. Поэтому было важно не допустить снижения объёмов переработки сырья предприятиями из-за затоваривания бензином. Кроме того, нужно было освободить порты от объёма топлива, планировавшегося к экспорту, но не вывезенного производителями после введения ограничений.
В итоге экспортёрам открыли путь, и бензин устремился за границу, создав повышенный спрос на внутреннем рынке. Получается, что правительство и на этот раз отчасти виновно в росте цен на бензин. Когда власти отменяли запрет, российский рынок был перенасыщен горючем, но в июле сложилась уже другая ситуация — спрос вырос, а НПЗ в силу профилактических работ, а также ударов дронов со стороны Украины, уменьшили производство топлива.
По мнению экспертов, цены на бензин продолжат расти. Как заявил кандидат экономических наук, профессор кафедры рекламы университета «Синергия» Сергей Зайнуллин, к сентябрю стоимость бензина на заправках прибавить ещё 10% к нынешнему уровню, передаёт «Газета.ru».
При этом речи о повторении прошлогоднего сценария не идёт. Экономист исключает дефицит топлива в России, так как его сейчас производят в достаточном количестве. Проблемы могут возникнуть лишь с логистикой, да и то у отдельных поставщиков.
Напомним, прошлогодний топливный дефицит возник после того, как власти решили снизить выплаты экспортёрам в рамках топливного демпфера.
Топливный демпфер — это механизм регулирования цен. Когда экспортная цена нефти становится выше цены на внутреннем рынке, то государство доплачивает нефтяникам разницу, чтобы часть топлива оставалась в стране.
Снижая размер выплат нефтяникам, власти хотели сэкономить, но это совпало с ростом мировых цен на нефть. Поэтому компании, недополучив денег из бюджета, начали активно экспортировать горючее. В итоге внутри страны возник дефицит топлива. Чтобы стабилизировать ситуацию, властям пришлось вернуть прежние нормы выплат.