На главную страницу
Ипотека онлайн
Самые выгодные предложения банков по ипотеке с онлайн-заявкой
Кредит онлайн
Кредиты на любые цели — расчет выгодных условий и заявка онлайн
ОСАГО онлайн
Пошаговый гид для расчета и оформления
Новостройки
Актуальные предложения по продаже квартир от застройщиков
К списку новостей

В России вновь подорожал бензин. Кто виноват на этот раз: правительство или нефтяники?

Денис Калугин
18 июля 2024 14:58
2639
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Только в начале месяца Минэнерго заявило о стабильности на топливном рынке, как цены на бензин пошли вверх. Когда в прошлом году происходило то же самое, виновников быстро нашли. Выяснилось, что свою негативную роль сыграл не только сезонный фактор, но и меры правительства. Но тогда министры одумались, и ситуация стабилизировалась.  

Бензин снова дорожает. Фото: freepik.com

Цены на бензин обновили максимумы

Биржевые цены на бензин на этой недели вдруг резко выросли. Цена АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже ещё 15 июля была на уровне 55 600 рублей за тонну, а теперь приближается к 58 000 рублей. Это максимум с октября 2023 года. Горючее марки Prime-95 («Премиум») планомерно растёт с начала лета. Сейчас его стоимость превышает 73 000 рублей за тонну, что также является рекордом этого года. Абсолютный максимум был достигнут в сентябре прошлого года — 76 876 рублей за тонну.

На столичных заправках АИ-92 в среднем предлагают за 53 рубля за 1 литр, АИ-95 — за 58-59 рублей, свидетельствуют данные мониторинга Московской топливной ассоциации. Неделю назад АИ-92 можно было найти за 52 рубля, а АИ-95 — за 56,5-57 рублей.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) собирается направить запрос в нефтяные компании, чтобы те представили экономическое обоснование роста оптовой стоимости на бензин.

При этом только 8 июля в правительстве обсуждали ситуацию с нефтепродуктами, на котором Минэнерго называло стабильными розничные цены на топливо. Также в ведомстве заявили, что запасов горючего достаточно, чтобы полностью обеспечить внутренний рынок бензином и дизельным топливом.

В общем, по всем параметрам роста цен быть не должно. Однако оптовые цены растут. И для этого есть несколько причин.

Почему опять выросли цены на бензин?

Во-первых, именно летом на профилактический ремонт закрываются некоторые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), в то время как потребность в горючем растёт не только из-за сельхозработ, но и из-за периода отпусков. Люди начинают больше ездить на своих машинах.

Реклама
Реклама
Оформите ОСАГО с кэшбэком до 10%
Кэшбэк при оплате полисов Т-Страхования картой с сервисами Pro и Premium.
Подробнее

Во-вторых, правительство отменило запрет на экспорт бензина, который ввело в марте. Сначала продавать нефтепродукты за границу разрешили до 30 июня, а потом продлили отмену эмбарго до 31 июля. В правительстве это объяснили тем, что внутренний рынок был перенасыщен автомобильным топливом. Поэтому было важно не допустить снижения объёмов переработки сырья предприятиями из-за затоваривания бензином. Кроме того, нужно было освободить порты от объёма топлива, планировавшегося к экспорту, но не вывезенного производителями после введения ограничений.

В итоге экспортёрам открыли путь, и бензин устремился за границу, создав повышенный спрос на внутреннем рынке. Получается, что правительство и на этот раз отчасти виновно в росте цен на бензин. Когда власти отменяли запрет, российский рынок был перенасыщен горючем, но в июле сложилась уже другая ситуация — спрос вырос, а НПЗ в силу профилактических работ, а также ударов дронов со стороны Украины, уменьшили производство топлива.

Что будет дальше?

По мнению экспертов, цены на бензин продолжат расти. Как заявил кандидат экономических наук, профессор кафедры рекламы университета «Синергия» Сергей Зайнуллин, к сентябрю стоимость бензина на заправках прибавить ещё 10% к нынешнему уровню, передаёт «Газета.ru».

При этом речи о повторении прошлогоднего сценария не идёт. Экономист исключает дефицит топлива в России, так как его сейчас производят в достаточном количестве. Проблемы могут возникнуть лишь с логистикой, да и то у отдельных поставщиков.

Топливный криз 2023 года

Напомним, прошлогодний топливный дефицит возник после того, как власти решили снизить выплаты экспортёрам в рамках топливного демпфера.

Топливный демпфер — это механизм регулирования цен. Когда экспортная цена нефти становится выше цены на внутреннем рынке, то государство доплачивает нефтяникам разницу, чтобы часть топлива оставалась в стране.

Снижая размер выплат нефтяникам, власти хотели сэкономить, но это совпало с ростом мировых цен на нефть. Поэтому компании, недополучив денег из бюджета, начали активно экспортировать горючее. В итоге внутри страны возник дефицит топлива. Чтобы стабилизировать ситуацию, властям пришлось вернуть прежние нормы выплат.

Теги: Нефть Цены Экономика

Статьи и новости по теме: