Банки требуют от клиентов надёжно хранить данные и пароли от своих карт и не передавать их третьим лицам. Однако суть финансового мошенничества как раз и состоит в том, чтобы убедить людей самим добровольно выдать всё необходимое. Есть и другие случаи, когда граждане передают данные карты злоумышленникам из корыстных побуждений. То есть фактически являются подставными лицами, которые дают свои карты для незаконного использования. Таких людей предлагается наказывать по уголовным статьям.
Совфед предложил правительству совместно с Генпрокуратурой, Центробанком и Следственным комитетом разработать законопроект, который введёт ответственность для пособников мошенников — дропперов (дропов). То есть для тех, кто обналичивает украденные деньги через свои карты или передаёт злоумышленникам данные своей карты, электронного кошелька для преступной деятельности, а сам получает за это вознаграждение.
Эту тему ранее поднял глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин, выступая в июле перед сенаторами. По его словам, мошенники активно вербуют людей в схему по отмыванию денег. Проводя операции через их счета, преступникам проще запутать следы. Поэтому в зависимости от умысла дропа может ждать штраф, принудительные работы или тюрьма. Как отметил Чиханчин (цитата по «Парламентской газете»):
Предоставление своих данных на первоначальном этапе можно считать административным нарушением. Если же это злонамеренные действия, уходящие уже в дальнейшие, тогда, конечно, разговор вести надо и об уголовной ответственности, потому что последствия иногда наступают очень тяжёлые, особенно там, где дропы проявляются в террористических актах, диверсионной деятельности
В постановлении Совфеда говорится, что новый законопроект должен ввести ответственность за использование физлицом электронного средства платежа или его передачу другому лицу, совершённые по поручению и (или) в интересах третьих лиц из корыстных побуждений.
Отметим, что уже сейчас дропов могут привлечь по существующим статьям Уголовного и Гражданского кодексов РФ:
Однако привлечь к ответственности мелкого обнальщика, порой, непросто. Особенно если не доказано, что он получал за это деньги, а не сам стал жертвой обмана и его использовали вслепую.
Новый законопроект должен будет конкретизировать деяние, за которое положено наказание. Главное условие — умысел. То есть человек должен получить вознаграждение за свои противоправные поступки.
При этом глава Росфинмониторинга признаёт, что если раньше преступники больше использовали подставные фирмы, то сейчас привлекают к этому пенсионеров, студентов и школьников, которые не всегда понимают, что совершают преступление, помогая незнакомым людям.
Поэтому, как пояснил Чиханчин, человек должен понимать, к каким серьёзным последствиям может привести передача своих данных другим людям или обналичивание денег с карты по чьей-то просьбе.