Интересная закономерность — цены только повышаются и практически никогда не снижаются. Мы даже уже привыкли к определённой сезонности. Поэтому ждём неприятностей с нового года, перед летними отпусками или же, наоборот, — после их завершения. Вслед за опасениями по поводу подорожания бензина тревогу забили и авиакомпании. Они боятся, что из-за роста цен на авиакеросин придётся повышать тарифы на воздушные перевозки.
Авиакомпания S7 попросила Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) проанализировать стоимость авиационного керосина в аэропортах. Результатом этого должно стать совместное с Минтрансом и Минэнерго решение, как не допустить дефицита топлива.
S7 ссылается на предупреждение продавцов топлива о возможных перебоях с поставками, пишут «Известия». Речь идёт об аэропортах сибирского, восточного и южного регионов. Уже сейчас запасы керосина там находятся на минимуме. Поэтому самолётам авиакомпании рекомендуют прилетать со своим запасом топлива.
В августе на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже стоимость топлива уже достигала рекордного значения почти в 88 000 за 1 тонну, что превысило мировые цены, следует из письма S7. Это более чем на 30% выше, чем в августе прошлого года. К слову, сейчас стоимость авиакеросина снизилась до 82 800 рублей. В регионах в розницу авиакеросин дороже. Например, в Новосибирске он стоит 91 500 рублей за тонну, а в Иркутске — почти 100 000 рублей.
Затраты перевозчиков на горючее уже достигают 25–30%. В авиакомпании предупреждают, что если керосин продолжит расти в цене, то перевозчики будут вынуждены повысить цены на билеты. Там же, где из-за подорожания авиаперелётов не будет спроса, рейсы начнут снимать.
То, что стоимость авиакеросина напрямую влияет и на цены на авиабилеты, подтверждают и в других авиакомпаниях. Так, в «Аэрофлоте» сообщили, что доля расходов на керосин в операционных затратах у них порой доходит и до 40%. Само же горючее за последние 6 лет выросло в цене почти в 2 раза — с 45 000 рублей за тонну в 2018 году до 85 000 в 2024 году.
В «Победе» отметили, что рост стоимости керосина традиционен для августа. В это время совершается больше всего авиаперевозок, поэтому отрасль работает на пике мощностей.
В Минэнерго поспешили всех успокоить. Там заявили, что рынок обеспечен авиакеросином в достаточном объёме, а в аэропортах сформирован запас топлива.
Не видят проблемы с ценами и в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Там заявили, что с 9 января по 20 августа биржевая стоимость на авиакеросин выросла всего лишь на 1,1%, что ниже уровня инфляции.
Тем более, что с 2021 года действует демпферный механизм для авиакеросина. Когда экспортная цена топлива превышает его стоимость внутри страны, бюджет компенсирует авиакомпаниям 65% разницы.
Кроме того, есть и другие меры поддержки авиаотрасли. Например, возвратные акцизы для авиакомпаний, которые сами закупают керосин, или субсидирование авиаперевозок в регионах Дальнего Востока.
Тем не менее эксперты не исключают хоть и временного, но всплеска стоимости билетов. По словам основателя сервиса безопасности полётов RunAvia Андрея Патракова, в пик сезона отпусков цена керосина может вырасти из-за того, что спрос и предложение распределяется по стране неравномерно. Поэтому в отдельных регионах действительно может возникнуть дефицит топлива.
Больше всего рискуют небольшие авиакомпании, отмечает авиаэксперт Роман Гусаров. Дело в том, что крупные перевозчики, как правило, имеют долгосрочные контракты с поставщиками. Цена на авиакеросин там зависит от стоимости нефти. Поэтому колебания на рынке авиакеросина удаётся сгладить. А вот небольшие перевозчики вынуждены заправляться по актуальным ценам у операторов ТЭК, что отразится на билетах, отметил эксперт.
Выводы: