Обычно приобретённое имущество во время брака считается совместно нажитым и при разводе делится пополам. Часто суд всё же учитывает вклад каждого в покупку, например, недвижимости, и делит её пропорционально. Но недавнее решение Верховного суда (ВС) показало, что в любом правиле есть исключения.
Согласно статье 34 Семейного кодекса, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К общему имуществу супругов относится любая собственность независимо от того, на кого именно она приобреталась.
Но если раздел совместно нажитого при разводе доходит до суда, то во внимание принимается множество вводных. В итоге имущество, которое было куплено на личные средства одного из супругов, могут исключить из совместной собственности. Даже если оно приобреталось в браке. Это уже не раз подтверждал Верховный суд (п. 10 Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2017), утв. Президиумом ВС РФ 26 апреля 2017 г.). Поэтому второй супруг не может безоговорочно рассчитывать на свою долю в случае раздела.
Но есть и обратные ситуации. Иногда личные затраты одного из супругов не влияют на размер доли каждого в совместном имуществе.
Недавно Верховный суд рассмотрел очередное дело о разделе квартиры между бывшими супругами. Их история вполне житейская и наверняка повторяет ситуации, которые встречаются у тысяч, а то и миллионов других пар.
Несколько лет назад супруги купили квартиру за 6,7 млн рублей. На первоначальный взнос они потратили 800 000 рублей из своего семейного бюджета, ещё 500 000 рублей добавила мать жены. Недостающие 5,4 млн рублей пара взяла в банке в виде ипотеки. Кредит был оформлен на обоих супругов.
Спустя несколько месяцев женщина частично погасила долг по ипотеке, воспользовавшись деньгами в размере 2,6 млн рублей от продажи личного добрачного имущества.
Через 4 года, когда ипотека ещё не была выплачена, пара решила развестись.
Женщина небезосновательно считала, что вложила в покупку недвижимости больше средств — 2,6 млн рублей + 500 000 рублей + половину регулярных платежей по ипотеке. Поэтому потребовала признать квартиру своей, а экс-мужу выплатить компенсацию его доли. Суды всех инстанций согласились с этим.
Однако в Верховном суде эти решения отменили. Коллегия ВС приняла во внимание тот факт, что, приобретая квартиру, супруги заключили два отдельных договора:
Основную сумму своих личных средств — 2,6 млн рублей жена направила по второму договору — на погашение задолженности перед банком. Таким образом, супруга погасила часть долга по кредиту, а не оплатила часть недвижимости.
Суд указал, что кредит брался по инициативе обоих супругов в интересах семьи, и обязательство по его возврату являлось общим долгом. Даже то, что женщина внесла по ипотеке свои личные деньги (а не общие семейные), не отменяет факта владения совместной собственностью обоими супругами. Следовательно, то, что один из супругов внёс большую сумму, не может стать причиной перехода ему прав на жильё.
Единственное, на что может рассчитывать бывшая жена — это потребовать компенсации половины затрат на частичное погашение долга. А дополнительную долю в квартире женщина получит соразмерно вложенным 500 000 рублям, которые были потрачены по договору купли-продажи (определение ВС РФ №№ 5-КГ24-78-К2 от 09.07.2024).
Очевидно, что стоимость доли в квартире теперь наверняка больше, чем те 2,6 млн рублей, которые она заплатила банку несколько лет назад.
Отсюда вывод: даже потраченные личные средства суд может признать совместными тратами, если они пошли на погашение ипотечного кредита при приобретении общей недвижимости. Если вы хотите вложить свои личные средства, то делать это нужно непосредственно на этапе расчёта за квартиру с продавцом.
Статьи по теме: