Новый закон, который вступил в силу в сентябре, определяет срок, когда оператор может отобрать у вас сим-карту. Это произойдёт, если вы долго ею не пользуетесь. После этого ваша симка вновь поступит в продажу. Это значит, что вместе с номером в руки чужого человека попадёт всё, что привязано к нему: профиль на «Госуслугах», в мобильном банкинге и других сервисах. Мошенники уже караулят тех, у кого оператор забрал номер. Если ваша симка окажется у них, то вы можете не только лишиться своих денег, но ещё и станете должником.
Новые правила оказания услуг сотовой связи, которые вступили в силу 1 сентября 2024 года, предписывают операторам связи расторгать договор с клиентами, не использующими сим-карту, не раньше 90 дней.
До этого сотовые компании могли сами определять срок, через который отбирать номер у тех, кому он не нужен. Чаще это были те же три месяца, но «режим тишины» мог действовать и два месяца, и полгода.
Сейчас номер также может сохраняться за клиентом более 90 дней, если это указано в договоре. Главное, что не меньше.
Если человек долго не звонит с этой симки, не отправляет сообщений и не выходит в интернет, то оператор связи блокирует её и выпускает новую карту с его номером. Это не запрещено.
Но дальше происходит самое интересное. Новая симка поступает в продажу. Если к этому номеру привязаны аккаунты прошлого владельца, то такая симка становится настоящим кладом для мошенников. Как говорится в телеграм-канале Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России, преступники всеми силами пытаются заполучить номер, которым уже пользовались:
Киберпреступники приобретают старые сим-карты, которые уже были использованы и поступили в повторную продажу. Затем они используют эти сим-карты для восстановления доступа к учётным записям различных онлайн-сервисов
Так, мошенники могут заполучить личные данные гражданина — паспортные данные, информацию о недвижимости и автомобилях, электронную почту, номер банковской карты и т. д.
После этого преступники могут получить доступ в банковские приложения или «Госуслуги». Ведь все коды будут приходить на этот номер. Если никакой другой защиты не стоит, то злоумышленники переведут через мобильный банкинг все деньги себе на карту, а через «Госуслуги» возьмут кредит от вашего имени. О том, чем может обернуться взлом «Госуслуг» и как обезопасить себя от этого, мы подробно рассказывали в специальной статье.
Сотовые операторы и банки в силу своих возможностей противостоят подобным схемам. Например, банковское мобильное приложение заблокирует вход по номеру телефону, если переставить симку в другой смартфон.
Более того, с 2022 года банки обязаны идентифицировать устройства, с которых граждане проводят онлайн-операции. Как только кредитная организация заметит, что клиент пытается войти с нового гаджета, она должна уточнить, действительно ли это вы.
Как нам рассказали в службе поддержки Сбербанка, чтобы подтвердить свою личность при входе в приложение на новом устройстве со старой симкой, нужно дополнительно ввести логин или номер карты.
Для нового входа в приложение Альфа-Банка нужно связаться с поддержкой банка, назвать кодовое слово, ответить на секретный вопрос, если он создавался, назвать свои некоторые другие данные.
Чтобы вашими аккаунтами не завладели из-за симки, нужно:
Не используйте номер телефона, как единственный способ доступа к сервисам. Укажите второй номер или хотя бы электронную почту в качестве запасного.