При оформлении карты банки часто просят клиентов придумать и хорошенько запомнить кодовое слово. Многие относятся к этому формально. Ведь в случае чего у кредитных организаций есть и другие наши данные — например, номер паспорта и телефона. Зачем забивать голову лишней информацией? Однако одна клиентка банка не смогла назвать кодовое слово и оказалась должником. Дело дошло до суда. Как так получилось и можно ли вернуть свои деньги?
У жительницы Санкт-Петербурга украли смартфон и кошелёк с банковскими картами от «Почта Банка» и ВТБ. Она нашла другой телефон и позвонила в ВТБ, чтобы срочно заблокировать карту. Однако клиентке не удалось это сделать без кодового слова.
За это время злоумышленники смогли зайти в мобильное приложение и совершить несколько операций — ведь смартфон, на который приходили смс-коды, был у них. В итоге удалённо на имя женщины оформили кредит, после чего вывели деньги.
Пострадавшая гражданка обратилась в полицию и в банк. Но кредитная организация не признала свои действия незаконными. Формально все операции были подтверждены секретными кодами, которые направлялись на телефон клиентки.
Тогда женщина пошла в суд, требуя признать кредитный договор недействительным. Однако суд первой инстанции поддержал банк — все действия были выполнены в соответствии с заключёнными ранее договорами.
Действия клиента подтверждались одноразовыми кодами. О том, у кого в этот момент находился телефон, банк не знал и знать не мог.
В то же время ситуация выглядит не столь однозначной — ведь женщина уведомила банк о том, что у неё украли банковские карты и телефона. Но финансовая организация никак на это не отреагировала, так как без кодового слова не смогла идентифицировать клиентку.
Апелляция в вышестоящую инстанцию также не помогла женщине. Лишь дойдя до Третьего кассационного суда, клиентка ВТБ добилась отмены предыдущих решений и пересмотра дела. Кредитный договор при этом был признан недействительным (Третий КСОЮ, № 8Г-1292/2023).
Однако произошло это отнюдь не потому, что банк был не прав, запрашивая кодовое слово. Поэтому рассчитывать на то, что вы, попав в подобную ситуацию, сможете оспорить сдоговор с кредитной организацией, не стоит. Лучше запомнить кодовое слово.
Чтобы ваши деньги не исчезали с карт, а споры с банками не доходили до судов, запоминайте кодовое слово. Оно поможет вам заблокировать карту дистанционно, даже если вы потеряете не только карты и смартфон, но и документы. В экстренных случаях только благодаря кодовому слову кредитная организация сможет понять, что звоните именно вы.
Если вы вдруг забудете кодовое слово, то можно создать новое. Для этого нужно обратиться в любое отделение банка с паспортом.