Эксперт в области информатики Джарон Ланье полагал, что люди, получая деньги просто за то, что они есть, не будут им рады. Они не скажут: «Как вы добры!». Они скажут: «Ненавижу тебя, моя жизнь теперь зависит от твоей щедрости». Вспомним, как получатели единовременной выплаты на детей тут же ругали власти за то, что её не дают на детей более старшего возраста. Что, однако, не мешает властям, отдельным компаниям и частным лицам периодически раздавать деньги направо и налево и с любопытством наблюдать за тем, к чему это приведёт.
Последствия, как мы выясним, действительно бывают разные. Но зачем в принципе раздавать людям деньги не за выполненную работу, а просто так — компенсировать несовершенство и несправедливость мира или преследовать собственные цели?
Безусловный базовый доход (ББД) — это некая сумма денег, которую кто-то (обычно это правительство вашей страны, но не всегда) регулярно вам выдаёт.
Российские власти любят помогать своим гражданам: назначают всевозможные субсидии, пособия, прямые выплаты и льготы малоимущим (например, но коммунальным платежам), разовые дотации и выплаты определённым категориям граждан. Вспомним, как в 2020 году родителям школьников перед началом учебного года выдавали деньги. Но все эти выплаты не являются безусловным базовым доходом.
Допустим, автра российское правительство и депутаты решат раз в месяц из собранных по новым правилам налогов платить всем гражданам по десять тысяч рублей в месяц. Получив выплату, работать россияне не перестанут, потому что, извините, но на эту сумму им не прожить. Но вместе с тем люди будут уверенней смотреть в завтрашний день.
А есть ли реальные примеры того, когда в том или ином месте земного шара власти вводили ББД? Есть, но все они носят локальный характер и ограничены по времени. Как правило, некий регион, страна или компания вводят ББД в порядке эксперимента, и выплаты продолжаются недолго. Так что всё это можно рассматривать разве что в качестве пиар-акции, которая не может привести к фундаментальным изменениям в обществе.
Если говорить про целые страны, то дальше всего на пути внедрения полноценного ББД зашли власти Швейцарии. И любопытно, что в 2016 году на референдуме 76,9% швейцарцев в итоге проголосовали против этой идеи.
Зато у нас есть пример ББД на уровне региона: Аляска. Там до сих пор работает самая старая из известных программ: с 1982 году ежегодные выплаты из постоянного фонда Аляски получают все жители штата, включая несовершеннолетних.
Условий всего два: нужно прожить в штате более года и не иметь в прошлом ни одной судимости. Сейчас на Аляске ББД получают 650 тысяч человек. Деньги на выплаты даёт региональный фонд, инвестирующий 25% прибыли от продажи аляскинской нефти. Из-за непостоянства инвестиционной конъюнктуры и цен на нефть доходы жителей Аляски колеблются год от года, в лучшие годы размер выплат приближался к 2100 долларов, в худшие не превышал 400.
Есть исследование 2018 года, которое утверждает, что никак не влияют. Жизнь на Аляске суровая, многие товары завозятся морем и за счёт доставки стоят заметно дороже, чем в прочих штатах США. Что снижает эффект от выплат.
Практичные аляскинцы обычно используют выплату для покупки чего-то дорогого и нужного из списка запланированных покупок. Вроде нового двигателя для моторной лодки. Их менее практичные соседи, как показало другое исследование, ничего особенного не покупают. Зато они бурно радуются выплате, что в течение недели количество алкогольных интоксикаций, в том числе летальных, повышается в несколько раз.
Недавно завершился самый масштабный эксперимент с ББД на частные пожертвования, без помощи государства. В 2017 году компания Сэма Альтмана OpenResearch начала проводить серию экспериментов, деньги на которые жертвовал как Сэм, так и другие заинтересовавшиеся капиталисты.
Последнее испытание, в котором участвовали 3 000 участников, продолжалось с ноября 2020-го по октябрь 2023 года прошлого года.
Проведённый Альтманом эксперимент теперь называют наиболее комплексным исследованием», когда-либо проведённым на эту тему.
Эксперимент Сэма Альтмана показал:
Обычно участники эксперимента тратили деньги на базовые потребности вроде питания, оплаты аренды и коммунальных услуг, транспортных расходов.
ББД дал участникам ощущение гибкости в плане выбора работы, они стали в среднем работать на 1,3 часа в неделю меньше и проявлять больше избирательности в выборе места работы. Получатели ББД не соглашались на любые условия работодателя.
Уровень стресса, который они испытывали от мыслей о возможной потере работы, снизился.
Последнее, кстати, одна из причин, почему идея ББД подвергается критике. Есть мнение, что если базовые потребности людей удовлетворены, многие попросту перестают работать. Или они занимаются какой-нибудь не слишком обременительной творческой деятельностью. Другие же продолжают работать, но требуют за свой труд большую, чем прежде, зарплату.
С другой стороны, не будем забывать, что каждый работник — ещё и потребитель. И в этом отношении ББД стимулирует рост потребления, причём именно в тех товарных категориях, в которых основными потребителями являются бедные, а не богатые.
В целом, понятно, что ББД в его нынешнем виде не разрешает фундаментальное противоречие капитализма: фабрикант заинтересован в том, чтобы его рабочие получали меньше и он с меньшими издержками производил более конкурентные товары. При этом рабочие других фабрикантов, которые и покупают товары его фабрики, получали бы больше….
Но остаётся вопрос, позволяет ли ББД снижать избыточное напряжение в обществе, а заодно и управлять спросом.
Идея ББД подвергается критике как правых, так и левых.
Первые сильно беспокоятся за то, что весь денежный поток по выплатам, все транзакции будут отслеживаться централизованно и, скорее всего, с применением искусственного интеллекта. А кнопка от него будет в руках условного генерального секретаря партии.
«Капиталисты» переживают, что БДД уничтожает капитализм как таковой. На выходе мы получим казарму, новое рабство, или называйте как хотите, но человек в таком обществе не будет свободен и мотивирован трудиться.
Политики левого спектра, для краткости назовём их «социалисты», считают, что с помощью ББД олигархи и плутократы будут создавать видимость порядка и справедливости в ситуации, когда технический прогресс вышвыривает с рынка труда целые профессии и народы, обрекая миллионы людей на бедность и постепенное вымирание.
Не только политики, но и само научное и экспертное сообщество сомневается в целесообразности ББД. У них нет понимания, к каким последствиям в долгосрочном периоде приведёт реализация идеи. И как итог: будущее уже наступило. Под влиянием научно-технического прогреccа стремительно меняется не только ситуация на рынке труда, но и демография, а готовы ли мы к изменениям? По-видимому, нет.
Помимо конструктивной критики ББД, есть ещё множество мифов вокруг этой идеи. Например:
Как правило, страны даже не рассматривали выдачу ББД мигрантам без гражданства. Следовательно, вопрос не к ББД, а к процедуре получения гражданства. Если гражданство получить легко, тогда да, мигранты наверняка будут приезжать охотнее, зная о большом размере ББД в этой стране, но если для получения гражданства требуется прожить в стране несколько лет, сдать экзамен, соблюсти ряд других условий, то вряд ли процесс выйдет из-под контроля правительства.
Любопытно, что все вышеперечисленные мифы о БДД на самом деле отражают страхи и опасения населения, связанные с уже существующими проблемами. То есть, с проблемами, которые возникли давно и развивались без связи с БДД.
Пока проведённые эксперименты показывают, что БДД как концепция не усугубляет эти проблемы. Но многое, конечно, зависит от внедрения идеи на практике.