Поправки в закон «О защите прав потребителей» защитят жильцов многоквартирных домов от хитростей управляющих компаний. Те склонны навязывать собственникам дополнительные услуги, а потом по-тихому взимать за них оплату, выставляя ежемесячный счёт.
Депутаты планируют внести изменения в закон «О защите прав потребителей», уточнив пункты статьи 16. В ней сказано, какие условия нельзя включать в договор с потребителем. Но многие фирмы успешно обходят запреты. По новой редакции закона должно быть так:
Депутаты полагают, что теперь управляющие компании, провайдеры и иные сервисные компании не смогут навязывать дополнительные услуги или как-то увеличивать их объём без специального согласия клиента.
Например, управляющие компании часто приплюсовывают затраты на услуги, о которых не было договорённости с жильцами дома. Нередко в строку «общее содержание жилья» УК включает услуги автоматических ворот на въезде в жилой комплекс, видеонаблюдения на лестничных площадках. Иногда даже страховку отопительного оборудования пытаются «раскидать» на жильцов. Многие не согласны всё это оплачивать, но УК всё равно выставляет эти платежи к оплате. Причина — витиеватые формулировки договора управления с УК. В них жители якобы заранее дают управляющей компании право определять нужные дому услуги в определённых пределах.
Вообще ст. 16 закона «О защите прав потребителей» уже содержит нужные ограничения. Добросовестные УК и так ничего не нарушают, и каждую свою инициативу согласовывают с жильцами. Но есть и иные компании, которые видят смысл своего существования в наживе. Эти УК легко обходят ограничения, включая в договор спорные пункты.
Законопроект № 787328-8 носит уточняющий характер. Цель – исключить подобные манипуляции. Если его примут, поправки вступят в силу с 1 сентября 2025 года.