Борьба с квартирным мошенничеством принимает новые формы. Депутаты предлагают блокировать на неделю деньги на счёте, перечисленные за купленную квартиру. Это позволит вовремя распознавать мошеннические схемы и затормозить регистрацию в Росреестре.
Депутаты предлагают блокировать средства, поступившие со счёта покупателя на счёт продавца сроком на 1 неделю. Они надеются, что это поможет сократить число мошенничеств с недвижимостью, ведь за одну неделю продавец может одуматься, отказаться от сделки, и при этом не потерять деньги.
Инициативу проявила Светлана Разворотнева, зампред комитета по строительству и ЖКХ от фракции «Единая Россия». Пока она только составила письмо на имя главы ЦБ РФ. Если инициативу одобрят, фракция готова разработать нужный законопроект и представить его на обсуждение.
Причина инициативы – желание уберечь граждан от мошенников. Количество аферистов увеличивается с каждым годом. Светлана Разворотнева поясняет: к ней обратились несколько собственников квартир, пострадавших от квартирных аферистов. Она, как депутат, не смогла оставить жалобы людей без внимания.
Сейчас очень часто мошенники представляются не службой безопасности банка, а майорами ФСБ, ловящими преступников. Схема обмана не сложная: человека просят помочь в поимке афериста. Для этого он должен якобы продать свою квартиру подставному покупателю, сдать все документы на регистрацию. Но чтобы доказательства были «железными», полученные от сделки деньги передаются «сотруднику ФСБ». Тот использует их в качестве доказательства преступной схемы.
Мошенники уверяют: вся сделка – понарошку, никаких изменений в Росреестре не произойдёт, поэтому деньги, полученные от покупателя, продавцу без надобности. Их нужно быстрее передать на хранение правоохранительным органам.
На самом деле преступники – не покупатели. Те чаще всего вообще «не в теме». Аферу проворачивают посредники – те самые «майоры ФСБ». Их цель – деньги. Борцы с преступностью исчезают, как только получают наличные со счёта.
Самая громкая история подобной аферы – продажа квартиры Ларисы Долиной. Помощь псевдоправоохранителям обошлась ей в 112 млн рублей. Кроме того, она лишилась недвижимости.
Вообще любой договор можно оспорить в суде. Сделки, совершённые под влиянием обмана, угрозы или заблуждения оспариваются по ст. 178 и ст. 179 ГК РФ. Но весь процесс спора растягивается на полгода – год. Пострадавшие от аферы люди вынуждены нанимать юристов, платить госпошлину, за оценку, экспертизу. Как правило, дело застревает ещё и из-за параллельно ведущегося расследования в полиции.
Депутаты считают, что недельная блокировка средств на счёте будет подобно периоду охлаждения в страховании. Не то, чтобы сторонам теперь будет дано право передумать. Просто деньги неделю будут находиться на хранении у банка.
Срок регистрации сделки в Росреестре – от 5 до 12 дней (ст. 16 закона « 218-ФЗ). Неделя – как раз оптимальный срок для того, чтобы продавец и покупатель проанализировали ситуацию и поняли, что попали в лапы к мошенникам.
Но подобная мера поможет, если используются безналичные расчёты. Если же стороны обмениваются наличными в момент подписания договора купли-продажи, то блокировка не поможет.
У предлагаемой меры гораздо больше недостатков. Первый из них — из-за блокировки не провести цепочки сделок. Сейчас часто один покупатель берёт ипотеку, покупает жильё для себя. Собственник же продаёт, докладывает денег, и ищет себе помещение побольше, и так далее. Теперь, если деньги после каждой сделки будут лежать на счёте без движения, вся схема нарушится. Кроме того, для добросовестных участников сделок блокировка невыгодна. Инфляция большая, и за неделю цены на недвижимость способны подняться на несколько десятков тысяч. Безопасность расчётов – это хорошо. Но все хотят оказаться в выигрыше от сделки, а не переплачивать за покупку. Если можно сразу продать и купить что-то новое, то зачем ждать неделю, дождаться увеличения цены и купить дороже?
Кроме того, люди иногда продают недвижимость не для покупки другой, а иных срочных целей. Например, для оплаты операции. Им не нужны наличные, так как всё равно переводить деньги в клинику. А период ожидания в одну неделю может стоить кому-то жизни.
Самый главный вопрос – решит ли предлагаемая блокировка проблему мошенничества на рынке жилья? Скептики считают, что эта мера не окажет никакого влияния. «Майоры ФСБ» убедят продавца, что им всенепременно нужны отпечатки пальцев преступника-покупателя, и поэтому расплачиваться лучше наличными. Доказательства они заберут на экспертизу, и уж точно тогда посадят аферистов.
Полагаем, что инициатива не найдёт сторонников и по причине чрезмерного ограничения прав владельца счёта. Сейчас банки вправе блокировать подозрительные операции. Но нельзя же считать сомнительным снятие наличных со своего же счёта или перевод за лечение или покупку квартиры?
Введение недельной блокировки при расчётах по сделкам купли-продажи недвижимости повлечёт массовый переход на оплату наличными. А это ещё более опасный способ расчётов.