«Ипотечное донорство» стало массовым явлением на фоне огромных ставок в 28-30% и остановке льготных программ. Некоторые люди вынуждены использовать нестандартные схемы с созаёмщиками, рискуя влезть в долги или вообще не получить свой заветный уголок.
Однако юрист и преподаватель Финансового университета Кирилл Данилов предупреждает о рисках подобной схемы в беседе с «Прайм». Участники подобных схем одинаково ответственны перед банком. Если кто-то перестанет платить по кредиту, долг полностью ляжет на второго участника. К тому же, часто такие договорённости не оформляются юридически, что осложняет передачу доли недвижимости.
Для созаёмщика тоже есть серьёзные минусы. Например, он теряет право на получение семейной ипотеки для себя. Если в будущем ему понадобится жильё, воспользоваться льготной программой уже не получится. Ещё один риск — наследники созаёмщика. Если они не захотят следовать устным договорённостям, то основной заёмщик может остаться лишь с частью квартиры, хотя полностью оплатил кредит.
ЦБ России уже обратил внимание на проблему. Зампред регулятора Филипп Габуния в конце ноября заявил, что Банк России планирует меры для борьбы с сомнительными схемами на рынке ипотеки.
Данилов советует быть особенно осторожными при использовании «ипотечного донорства». Без юридического оформления такие сделки могут обернуться долгами, потерей жилья и конфликтами между участниками.