Картина с грязными, ржавыми переполненными мусорными баками, с раскиданными картофельными очистками, шкурками от бананов в радиусе 10 м от контейнеров стала обычной для горожан. Но это не значит, что всем она нравится. Скорее, наоборот: такой вид в каждом дворе осточертел. А представьте, что вы выходите на улицу — а рядом с мусоркой чистота, красота и покой. Власти задумались претворить этот светлый план в жизнь. Реально ли? Если это возможно, то во что нам это все встанет?
Депутаты предлагают расширить круг обязанностей тех организаций, которые занимаются вывозом и утилизацией мусора. Они предлагают вменить им в обязанность убирать контейнерные площадки и вообще следить за их состоянием. Избранники народа уверяют: дворы станут чище, экология улучшится. Но многие опасаются, что это приведёт к росту тарифов на вывоз ТКО, которые уже сейчас сильно «бьют по карману» любого горожанина.
В РФ сбором и утилизацией мусора занимаются региональные операторы по обращению с ТКО. Они созданы на основании специального закона. Фактически это единая сеть компаний по вывозу мусора, подчиненная общему органу. Их называют одним термином – Регоператор.
Депутаты совместно с Минприроды и представителями Российского экологического оператора (РЭО) разрабатывают изменения в законодательство. Поправки в регламенты, возможно, обяжут Регоператора:
Сейчас убирают, огораживают, следят за состоянием мусорных площадок муниципальные органы и управляющие компании. Где-то (в основном, в центре города) площадки выглядят идеально. В спальных же районах всё обстоит не так хорошо. Жители часто жалуются не только на переполненные баки, разбросанный по двору мусор, но и на крыс, которые заводятся.
Зимой из дворов могут не вывезти мусор, потому что дорога заметена. Её должны чистить управляющие компании (УК). Но в снежные дни тракторы и бобкэты (маленькие маневренные мини-тракторы) заняты, расчищать все заезды во дворы не успевают. Летом пищевой мусор разлагается быстрее. В то же время он доступнее для собак и крыс, и те разносят его далеко от места сбора.
Получается, что каждый, занятый в цепочке уборки отходов (УК, муниципалитет, Регоператор), отвечает за свой участок работы. Если кто-то не выполнил свои обязанности, другой не может добросовестно исполнить свою часть работы. Инициаторы предлагают уйти от разделения функций и соединить их воедино, переложив всё на Регоператора.
Контролировать исполнение предлагают с помощью фото-видеофиксации. Кстати, именно так и было до 2018 года, когда стартовала «мусорная реформа». Большинство мелких компаний, которые раньше занимались вывозом твердых коммунальных отходов (ТКО), контролировали процесс просто. Водителям мусоровозов каждое утро выдавали служебный смартфон с чистой SD-картой. Работники обязаны были фотографировать каждую площадку до погрузки мусора и после. Кадры сопоставляли и фиксировали, что баки вывезены полностью, а площадка убрана.
Такая система позволяет фиксировать выполнение работ. Ведь не исключено, что после отъезда мусоровоза люди в течение нескольких минут вновь заполнят все баки. Такое часто случается в праздники, когда у нас больше отходов, чем обычно. Цель же исполнителя – убрать мусор по графику, а не чтобы его вообще не было в баках. Раз вывоз зафиксирован, услуга считается оказанной.
Инициатива вроде бы хорошая. Но у регоператоров возрастут расходы. Их, естественно, заложат в тарифы. Депутаты обещают, что будут выделять субсидии из казны, чтобы ограничить рост цен на вывоз ТКО. Но все понимают, что плата за вывоз мусора, несомненно, «подрастёт». С учётом общего роста расценок в коммунальной сфере жители и бизнес воспримут рост «мусорного» тарифа исключительно негативно.
Многие опасаются, что цены повысятся, а убирать лучше не станут. Ведь кроме регоператора вывозом мусора больше никто не занимается. При отсутствии конкуренции стимула улучшать качество нет. Вот и получится, что цены выросли, а мусор как был раскидан по двору, так и продолжит валяться.
Возможно, авторы инициативы дополнят свои предложения. Например, одновременно задумаются, как увеличить штрафы для неисполнительных регоператоров.