СМИ активно тиражируют новость о новом законопроекте, который остановит рост цен на продукты в магазинах. Депутаты предлагают ввести понятие «ценового коридора» – минимума и максимума на определённый перечень товаров, за пределы которого торговые сети не смогут выйти. Это даст возможность сдержать общий рост стоимости товаров продукции необходимости. Например, путём трехмесячной заморозки расценок на продовольствие, которое подорожало за 30 дней больше, чем на 5%.
Депутаты от «Справедливой России» работают над законопроектом, устанавливающим более жёсткое государственное регулирование цен на продукты питания.
Следует отметить, что у властей и так есть возможность вмешиваться в рыночное ценообразование. Так, госорганы вправе установить предельно допустимые цены на социально значимые товары:
Право вмешиваться в ценообразование дано госорганам частями 4 и 5 ст. 8 закона № 381-ФЗ. В целях стабилизации цен органы власти могут на 90 дней заморозить цены на такие товары.
Если уже и так есть право временной заморозки цен, в чём же тогда инициатива парламентариев? Депутаты фактически предлагают заменить право на обязанность. То есть власти должны будут вмешиваться в ценообразование, если товар из перечня за 30 дней вырос в цене больше, чем на 5%. Миронов, комментируя проект, указал, что
Продовольственная инфляция по-прежнему слишком высока, а правительство имеет инструмент для установления предела цен в рознице в случае. Право есть, но чиновники им не пользуются. Суть нашей инициативы в том, чтобы заставить их заняться этой работой
В «Справедливой России» считают, что в сложный период для нашей экономики власти обязаны взять на себя государственное регулирование цен, а не ждать, когда они с неприличной скоростью взлетят вверх. По сути, депутаты предлагают действовать на опережение.
Но экономисты предостерегают от такого шага. Они прогнозируют, что многие ритейлеры скорее предпочтут подержать товары на складах, чем реализовывать их по цене ниже рыночной. Это грозит привести к искусственному дефициту: склады полны, а на полках магазинов пусто. Тем временем, покупатели массово перешли на торговые сети эконом-класса. Об этом мы писали в статьях «Обедневшие россияне вдвое увеличили выручку «Чижика» и «Светофор» закроется, но это не точно».