За три года западные страны ввели уже сотни санкций. Но пока российская экономика продолжает работать, а новые ограничения, кажется, становятся всё менее болезненными. Однако Австралия решила попробовать ещё раз – её новый пакет включил финансы, транспорт и даже страховые компании. Разбираемся, чем это грозит и какие компании затронуло.
Австралийский МИД объяснил, что санкции направлены против тех, кто участвует в поддержке сотрудничества России и Северной Кореи. Кроме того, Австралия ввела запрет на поставку в Россию беспилотников, их компонентов и любых связанных с ними технологий. Однако в Москве уже не раз отмечали, что санкции не сильно влияют на экономику.
Австралийские санкции сами по себе не способны нанести серьёзный ущерб экономике России. Однако они вписываются в общий тренд на западе, который усложняет работу целых отраслей.
Австралия ввела санкции против нескольких банков, включая:
Несмотря на это, их роль в в банковской системе не ключевая. В отличие от ударов по крупнейшим банкам (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк), это не станет серьёзным потрясением.
Другой вопрос – репутационные риски. Когда банки подпадают под санкции сразу нескольких стран, их международные расчёты усложняются, а партнёры начинают искать альтернативы. Это не мгновенный эффект, но в долгосрочной перспективе могут появится трудности.
Под санкции попали три крупных страховщика – «Ингосстрах», ВСК и «АльфаСтрахование». Это может затруднить работу с международными партнёрами, особенно в сфере перестрахования.
Перестрахование – это механизм, при котором одна страховая компания передаёт часть рисков другой. Многие российские страховщики до сих пор сотрудничали с зарубежными партнёрами. Санкции могут закрыть им этот канал. Это значит, что повысится стоимость страховки и риски в случае крупных выплат.
Санкции затронули «Трансконтейнер» – крупнейшего оператора контейнерных перевозок, а также группу грузовых авиакомпаний «Волга-Днепр», включая AirBridgeCargo. То есть могут появиться сложности с лизингом контейнеров и страхованием грузов. Это приведёт к удорожанию перевозок и дополнительным проблемам в логистике. Грузовая авиация пострадает в плане доступности закупок запчастей и технического обслуживания.
Однако стоит понимать, что Россия уже адаптировалась к санкционному давлению. Например, грузовые авиаперевозки частично компенсируются увеличением сухопутных и морских маршрутов через Китай, Индию и другие страны.
Одно из ключевых нововведений – запрет на экспорт в Россию беспилотников, их компонентов и технологий. Австралия не является основным поставщиком для России, но важно понимать, что ограничения вводятся синхронно с другими странами. Уже ранее США, ЕС и Япония вводили запреты на экспорт электронных компонентов, используемых в беспилотных системах.
Если санкции будут работать эффективно, России придётся активнее развивать собственное производство и искать обходные пути для поставок деталей. Однако в условиях параллельного импорта и роста производства в России этот запрет вряд ли приведёт к острому дефициту.