Раньше мы ходили за посылкой на почту, брали талончик и ждали час. Теперь пункт выдачи есть в каждом доме. Можно забрать платье, смартфон или кеды, не отходя от подъезда. Казалось бы, нам удобно, а маркетам выгодно. Ведь чем больше ПВЗ, тем ближе клиент и выше прибыль. Но в ФАС решила, что пора положить этому конец. Теперь гигантов заставят играть по новым правилам.
ФАС разрабатывает антимонопольные требования для маркетплейсов. Регулятор хочет ограничить количество ПВЗ, которые могут открывать крупные платформы. Ещё под вопросом разработка правил продвижения собственных товаров и участие компаний в скидочных акциях.
Иначе говоря, ФАС решила, что маркетплейсы чересчур размахнулись. Они и товары свои в топ продвигают, и скидками заманивают, и ПВЗ открывают на каждом углу. Теперь регулятор хочет ввести лимиты: меньше пунктов выдачи, меньше скидок, больше честной конкуренции.
Также ФАС хочет ввести критерии, по которым можно определять крупные платформы. Правда, какие платформы получат этот статус, пока не ясно. Но понятно, что ударят по тем, кто сильнее всех вырос: Wildberries, OZON и Яндекс.Маркет.
О новых изменениях рассказали «Ведомости». Согласно их внутреннему источнику, решение приняли 20 февраля 2025 года на заседании подкомиссии, которым руководил вице-премьер Дмитрий Григоренко.
Аргумент ФАС прост: крупные маркетплейсы задавили всех конкурентов. Если их не ограничить, покупатели останутся с одним-двумя продавцами. Правда, сами покупатели вряд ли заметили, что их кто-то давит. Пока они просто приходят за заказами в ближайший ПВЗ.
В Wildberries уже заявили, что вся эта затея ни к чему. Законы и так работают. С сентября действует пятый антимонопольный пакет — цифровым гигантам нельзя злоупотреблять своим положением. Если ПВЗ станет меньше, малый бизнес только проиграет, уверены в компании.
ФАС обещает представить предложения к марту. Потом проект отправят в правительство. Если всё утвердят, маркетплейсы будут получать меньше денег, а нам придётся дольше добираться до ПВЗ. Пока маркетплейсы богатеют, ПВЗ множатся, а мы получаем свои заказы. Но, как водится в России, это ненадолго.
Статьи по теме: