К списку новостей

МВД подтвердило: вопрос о штрафах за среднюю скорость закрыт навсегда

Наталия Пластинина
10 марта 2025 11:20
19718
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Автомобилисты, часто путешествующие по России, знают, что некоторые регионы давно тестируют особые камеры фиксации нарушений и выставляют штрафы за нарушение средней скорости движения. Такие наказания, например, уже 10-15 лет есть в Республике Татарстан. Эксперимент сочли удачным и захотели распространить на всю Россию, даже разработали законопроект. Но правительство не поддержало инициативу. Означает ли это, что вопрос о штрафах за среднюю скорость закрыт?

Одним видом камер на дорогах станет меньше. Фото: freepik.com

Во всём мире для автомобилистов установлены ограничения скорости движения автомобиля. В городе это 60 км/ч, за городом 90, на автобане 110 км/ч, а на придомовой территории – 20 км/ч. В местах с большим скоплением людей могут установить знаки пониженной скорости – от 20 до 40 км/ч.

Для того, чтобы эти ограничения соблюдали все, власти устанавливают систему штрафов за нарушения. В Кодексе об административных правонарушений РФ (КоАП РФ) есть статья 12.9, которая определяет наказание за превышение скорости движения. Сейчас размер штрафов равен.

Превышение, км/ч

Штраф, рублей

20-40

750

40-60

1 500-2 500

60-80

3 000-3 750 или лишение прав на 4-6 месяцев

Более 80

7 500 или лишение прав на 6 месяцев

Превысил скорость – камера это зафиксировала, ЦАФАП (Центры автоматизированной фотофиксации административных правонарушений в области дорожного движения) прислала квитанцию для оплаты штрафа.

Всё вроде бы понятно. Но с некоторых пор появился новый вид камер. Их устанавливали на протяжении определённого участка дороги, и сразу несколько камер измеряли скорость одного и того же автомобиля, допустим, в течение нескольких километров. Потом вычислялось среднее арифметическое и получалась «средняя скорость движения». Если её значение превышало допустимую, то водителя штрафовали.

Этот эксперимент показал хорошие результаты. Раньше водители знали, где стоит камера, и заранее притормаживали. Обмануть же новый вид камер таким же методом не получалось. Экспериментальных камер по пути могло быть не 2, а 4 или 6, и скорость вычислялась средняя на протяжении длинного участка дороги. Водителю приходилось постоянно следить за скоростью, а не только перед одиночной камерой. Снижался общий темп движения, равно как и аварийность.

Когда стали приходить первые штрафы, водители начали спорить. Конфликты оказались жаркими, трудными и долгими. Но Верховный Суд не согласился с ГАИ и встал на сторону водителей: по закону нарушить скоростной режим можно только в конкретном месте и времени, а не между 101 км и 106 в период между 10:00 и 10:15. По мнению судей в законе нет понятия «средняя скорость», поэтому за это наказывать нельзя.

Но даже после этого депутаты не сдались: раз такого понятия нет, значит, его просто нужно изобрести. Они предложили ввести в закон определение этой самой «средней скорости», чтобы можно было штрафовать. Не пропадать же камерам, которыми увешаны все дороги Татарстана.

Законопроект был разработан еще в 2019 году, и всё это время его обсуждали, дорабатывали. И, наконец, отвергли насовсем. Накануне в ответ на появившиеся вновь слухи в МВД опровергли информацию о том, что работа по введению штрафов за превышение средней скорости продолжается.

Штрафов за среднюю скорость больше не будет, равно как и изменений в КоАП РФ.
Теги: Автоштрафы Законопроекты Поправки

Статьи и новости по теме: