Все знают, что ЕГЭ требует планирования каждого своего шага, лишь бы уложиться в тайминг. Вот только времени на планы у выпускников нет. Депутаты Госдумы уверены: трёх-четырёх часов недостаточно, чтобы спокойно справиться с экзаменом. Они предложили увеличить время на ЕГЭ. Хорошая идея? На бумаге – да. А на практике есть нюансы.
Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков и замруководителя фракции «Новые люди» Сардана Авксентьева отправили письмо главе Рособрнадзора, в котором предложили поменять правила ЕГЭ. Текст есть у ТАСС.
Депутаты считают, что школьникам не хватает времени выполнить все задания. Сейчас продолжительность экзамена варьируется от 180 до 235 минут. Но для профильной математики и других дисциплин, со сложными расчётами, парламентарии предлагают увеличить время до 4,5–5 часов.
Они считают, что это снизит стресс и поможет выпускникам показать реальные знания, не отвлекаясь на постоянный взгляд на часы. Теперь посмотрим, что тут может пойти не так.
Любой школьник подтвердит, что есть два самых худших исхода экзамена: забыть ответы и не уложиться в отведённое время. Особенно если речь о профильной математике, физике или химии, где задания требуют сложных расчётов. Порой выпускники успевают решить все вопросы, но не успевают правильно оформить ответы. А без чёткого, аккуратного оформлени даже блестящий ход мыслей не поможет.
Справедливости ради, идея не лишена смысла. Экзамены бывают разные. Русский язык требует скорописание и зания всех правил, а вот математика, физика, химия — это как борьба со стихией. Тут кроме скорости и подумать надо, и рассчитать, и перепроверить, чтобы не вышло, что лодка плывёт в гору, а яблоко падает вверх.
Сейчас экзамен длится от 3 до 4 часов. Например, физика, биология и профильная математика – 3 часа 55 минут. В среднем за это время школьнику нужно решить от 21 до 28 заданий. Причём последние три — те самые, на которых можно поседеть в 17 лет. Тут без шуток: мало кто успевает всё дорешать без спешки. Ведь для них тоже нужна сосредоточенность, которой к концу экзамена уже почти не остаётся. Поэтому депутаты предлагают добавить к этому времени ещё час-полтора.
И тут же депутаты почему-то забывают про гуманитариев. От школьников требует знаний уровня Гарварда и скорость работы фрилансера. Гуманитарные предметы абстрактные и требуют таких же долгих размышлений, как и расчёты задач. Да и оформление бланков намного труднее, так как написать аккуратный развёрнутый ответ сложнее, чем расчёты.
Есть один нюанс. Если экзамен длится дольше четырёх часов, по закону детей надо кормить. Перерыв с перекусами, бутербродами, тёплым чаем. Отлично звучит, если забыть, что на ЕГЭ все сидят под камерами, шаг влево — нарушение регламента, чих вправо — аннулирование результатов. Как тут бутербродом управиться — загадка.
Ещё одна проблема — учителя. Сейчас в городах на экзаменах работают в среднем около тысячи человек. Представьте: физика идёт 5 часов, потом ещё проверка, работа с бланками. В итоге в девять вечера школьники сдают бланки, а в полночь учителя пьют успокоительное и проверяют ответы.
Некоторые считают, что дело не во времени. Если ты знаешь предмет, то и за три часа напишешь. А если не знаешь — хоть сутки тебе дай, толку не будет.
Кроме того, сейчас у школьников с ОВЗ уже есть право сдавать экзамен дольше, делать перерывы, перекусывать. Если время увеличат для всех, то им придётся добавить ещё больше часов.
Депутаты, конечно, молодцы. Заботятся о школьниках. Но если инициативу примут, придётся менять половину образовательной системы. Новые регламенты, дополнительные деньги, учителя, которые останутся без лета из-за растянутых проверок. Так что, скорее всего, школьникам по-прежнему придётся сдавать ЕГЭ в темпе спринта и без бутербродов.