Скоро решать вопросы с банком через Telegram или WhatsApp* может стать невозможно. Власти планируют запретить иностранные мессенджеры для делового общения. Разбираемся как это объясняют и к чему приведёт.
В Госдуме рассматривают законопроект, в котором депутаты разработали целый список нововведений. В том числе и запрет на общения с клиентами в мессенджерах для сотрудников государственных органов, банков и операторов связи.
Теперь, как сообщили в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко для «Коммерсантъ», новые правила будут прописаны в законопроекте «О создании государственных информационных систем по противодействию правонарушениям…» и коснутся только банков.
Сотрудникам кредитных организаций запретят общаться с клиентами через зарубежные сервисы. Для личной переписки запрет вводить не планируют – речь идёт только о рабочих чатах.
Конкретного списка сервисов, подпадающих под запрет, пока нет. Однако, очевидно, что речь идёт о WhatsApp*, Telegram и, возможно, Viber. По всей видимости, сотрудникам предложат использовать российские платформы – это VK Messenger, «Чат» от Сбера и другие государственные сервисы. Будет ли ими кто-то пользоваться? Хороший вопрос. Но можно попробовать.
Власти объясняют инициативу борьбой с мошенниками. В пояснительной записке авторы отметили, что за 2024 год увеличилось количество мошеннических звонков. Большинство из них было связано с банковской сферой:
По статистическим данным ООО «Яндекс», из 1,5 миллиарда звонков с незнакомых номеров на смартфоны с приложением определителя номера ООО «Яндекс» 800 миллионов пришлось на нежелательные, причём 55 миллионов из них были заблокированы автоматически
Несложно догадаться, что злоумышленники активно используют мессенджеры. Самые популярные это WhatsApp* и Telegram. Они создают поддельные аккаунты банков и государственных сервисов. Также, мессенджеры — это хорошая возможность скрыть свой реальный номер телефона, из-за чего не только повышается анонимность, но и снижается бдительность человека. Логично, что если вы увидите вместо российского номера, например, грузинский, вы вряд ли ответите на звонок.
В законопроекте также предлагают обязать операторов связи предупреждать абонентов, если им звонят через интернет или из-за границы. Кроме того, планируют запретить передачу SIM-карт третьим лицам. Более подробно о новом законопроекте мы написали в этой статье.
Проблема, как всегда, в деталях. Во-первых, Telegram давно стал основным каналом общения. С его помощью консультируют, отправляют уведомления, решают оперативные вопросы. Теперь, если закон примут, где все это будет? Вероятно, по старинке в SMS, e-mail и VK Messenger. Дальше будет интересно. Либо банкам придётся экстренно искать способы связи с клиентами, либо никто не обратит внимания, и Telegram так и останется рабочим инструментом.
Во-вторых, сам факт запрета. Если мы блокируем все иностранное, потому что оно иностранное, то кто следующий? Тем более, такой запрет точно не сможет остановить или даже снизить количество мошенников. Найдутся люди, которые не будут знать о таком запрете.
В-третьих, насколько защищены российские мессенджеры? Вряд ли клиенты банков захотят обсуждать конфиденциальные вопросы в VK Messenger или других государственных сервисах, которые традиционно вызывают вопросы по защите персональных данных.
Законопроект пока не принят – его только рассматривают. Однако если его утвердят, банкам придётся срочно перестраивать систему взаимодействия с клиентами. Пока переживать пользователям не стоит: обычные личные переписки никто запрещать не планирует.
*Принадлежит компании Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена.