Что такое KPI для сотрудников и как его рассчитать

06 марта 2025 16:05
206
Екатерина Линник

Показатели KPI в основном используют в продажах, маркетинге, IT-сфере. Эта система нужна для оценки показателей эффективности и применима как к конкретным сотрудникам и отделам, так и к бизнесу в целом. Расскажем, что такое KPI простыми словами, как рассчитывается KPI сотрудника по разным метрикам, для чего используют.

Содержание статьи

Зачем использовать KPI

Система KPI (key performance indicators) – это набор метрик, которые нужны для оценки эффективности работы отдельного человека, проекта, всей компании. Основана на количественных и качественных данных, которые позволяют:

KPI – это, простыми словами, система расчёта эффективности работы, но цели у неё могут быть разные: рост прибыли, запуск нового проекта, удержание сотрудников, выход на международные рынки и др.

Кипиай для сотрудников или компании в целом выражается в процентах, цифрах. Это позволяет визуализировать деятельность и более точно понять, где существуют узкие места, как выполняются задачи, достигаются цели. Если в бизнесе используется эта система, сотрудников премируют при выполнении плана по KPI.

Виды ключевых показателей эффективности

Кипиай – это система не для каждой сферы. Например, если используется для оценки работы сотрудника, то может применяться только там, где от деятельности персонала зависят результаты: в продажах, торговле, маркетинге. Индикатор сложно использовать на некоторых производствах, в офисной сфере.

В интернет-маркетинге

Зная, что такое KPI сотрудников, можно оценивать показатели эффективности тех, кто работает в сфере интернет-маркетинга. В основном используют такие метрики:

Перед тем как рассчитать KPI, определяют цели такого расчёта. Кроме основных показателей, могут использоваться и другие: количество кликов по объявлению, вовлечённость посетителей сайта и др. Все они нужны, чтобы оценить успешность работы маркетолога.

В продажах

Основные метрики KPI в сфере продаж:

Что такое кипиай, простыми словами, для отдела продаж? Это один из самых лёгких способов понять, кто сделал бóльший вклад в выполнение плана. Он позволяет выяснить, кто из сотрудников работал эффективнее, благодаря кому компания получила основную прибыль, и дать бонусы тому, кто этого заслужил.

В управлении персоналом

В сфере управления персоналом показатель KPI – это, простыми словами, способ оценки работы сотрудников, которые работают с кадрами. Используют такие метрики:

Могут использоваться и другие параметры: текучесть кадров, коэффициент отсутствия на работе, индекс лояльности работников. У руководителя HR-отдела метрик обычно больше: рациональное использование бюджета и инвестиций на персонал, производительность труда.

Примеры KPI в разных отраслях

Что такое KPI, простыми словами, для сотрудников? Это возможность получать больше, если работать эффективнее. Бизнес использует эту систему не только для мотивации персонала, но и как инструмент достижения цели и контроля над работой сотрудников. Применяют количественные и качественные показатели.

К количественным относят:

Качественные показатели чаще всего выражаются в баллах или оценках:

Например, в сфере ритейла тоже может использоваться KPI – что это, простыми словами, в торговле? Если говорить о рознице, то используют такие метрики:

В производственной сфере основными метриками KPI для оценки эффективности работы сотрудников будут:

В сфере IT тоже применяется KPI, как рассчитать:

Это в целом, а для отдельных сотрудников метрики отличаются. Например, расшифровка KPI для сисадмина:

В любой сфере KPI выступает бизнес-индикаторами, по которым можно понять, насколько успешно достигаются цели отделом или конкретным сотрудником. Практически везде их можно интерпретировать качественно и количественно.

Как разработать и внедрить KPI

KPI можно использовать на старте бизнеса или в уже действующих компаниях, но во втором случае потребуется время, чтобы сотрудники успели перестроиться. Разберёмся, как правильно использовать систему KPI – что это такое и как рассчитать, а также как избежать ошибок при внедрении.

Правила разработки KPI

При разработке системы нужно учитывать такие принципы:

Работники могут не сразу оценить по достоинству внедрение новой системы. Руководителю важно описать все преимущества, в первую очередь финансовые выгоды.

Схема внедрения кипиай – что нужно делать руководству бизнеса:

  1. Выбрать ответственных. В крупных компаниях это может быть начальник отдела, который будет отслеживать показатели эффективности работы сотрудников в своём подчинении.
  2. Провести обучение. И руководители, и рядовые сотрудники должны понимать, как работает KPI, для чего это нужно и как повлияет на зарплаты.
  3. Выбрать метрики. Неэффективно отслеживать всё подряд – это потребует больше времени и ресурсов, но не даст результата. Выберите только те факторы, которые оказывают большее влияние на работу компании, и возьмите их.
  4. Определить, для кого будет применяться новая система. Это может быть отдел, группа из нескольких сотрудников или компания в целом. Но начинать лучше с небольшого количества работников, постепенно увеличивая их число.
  5. Давать обратную связь. Все метрики, которые будут задействованы в расчётах, должны быть доступны для сотрудников. То есть в любой момент необходимо предоставить им возможность отследить показатели эффективности работы, например, в CRM.
  6. Формировать отчётность. Она важна для дальнейшего анализа.
На первых этапах у сотрудников могут снизиться зарплаты, что повлечёт за собой их недовольство, нередко ухудшается качество выполнения работы.

Возможные ошибки при внедрении

Руководству компании недостаточно знать основные факты о KPI – как расшифровывается, на что влияет и зачем применяется. При внедрении системы в организации нередко возникают типичные ошибки:

Система KPI нужна не всегда. Например, сложно внедрить её в творческую работу или нетипичные задачи.

Рассчитываем показатели эффективности

Для расчёта существует общая формула, но методика отличается для разных сфер бизнеса.

Формулы и таблицы расчёта KPI

Основная формула – G=((F-С)/(D- C))×100%, где:

Пример расчёта для сферы продаж:

Проведём расчёт: G = ((193−50)/(100−50)) × 100% = 286%.

Для расчётов можно использовать таблицы Excel, где будут такие столбцы: вес показателя, плановое значение, фактическое значение и индекс KPI. Записываем данные в таблицу – в каждой строке должны быть все метрики по сотруднику или отделу. Затем рассчитываем параметр для каждой из метрик по формуле C2×E2/D2, C3×E3/D3 и далее. Когда все показатели будут рассчитаны, просуммируем их: = СУММ(F3:F5).

Индекс KPI – сравнение фактических и плановых показателей. Можно создать собственную таблицу или использовать готовый образец.

Теги: Бизнес