Процедуры государственных и коммерческих закупок с участием госкомпаний строго регламентируются законом. В соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ, для участия в торгах требуется электронная подпись. Рассказываем, кому она нужна, как получить и использовать.
Торги — понятие, которое используют для обозначения закупок на конкурсной основе, осуществляемых государственными учреждениями и коммерческими компаниями в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 регулирует госзакупки. В таких торгах заказчиками выступают федеральные и муниципальные бюджетные организации. Например, школы, поликлиники, силовые ведомства.
Закупки в соответствии с законом № 223-ФЗ от 18.07.2011 проводят компании с долей участия государства более 50%, их дочерние фирмы, естественные монополии и организации из отрасли энергетики, газоснабжения и т. д. Например, ОАО «РЖД», ПАО «Газпром».
Торги проводят в разных формах:
Большинство торгов проходит в цифровой форме на специализированных электронных площадках (ЭТП). Для участия в них требуется электронная подпись.
На бумаге можно проводить лишь небольшую долю закупок: у единственного поставщика, зарубежных подрядчиков, для оказания медицинской и гуманитарной помощи, ликвидации ЧС. Для таких торгов электронная подпись не требуется.
Электронная подпись (ЭП) — аналог личной подписи, используемый для заверения цифровых документов и операций. Ранее она называлась электронной цифровой подписью (ЭЦП). Но это наименование упразднили в связи с введением нескольких разновидностей ЭП:
Для торгов на государственных электронных площадках требуется квалифицированная электронная подпись. Она нужна всем, кто производит закупки по 44-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 4 закона № 44-ФЗ).
Заказчики, которые организуют тендеры по 223-ФЗ, имеют больше свобод. Они могут использовать как государственные, так и частные торговые площадки. Во втором случае разновидность подписи зависит от правил сервиса. Однако чаще всего требуется именно КЭП.
ЭП нужна всем участникам торгов, которые проходят в электронном виде. Её должны получить как поставщики, так и заказчики. Поставщики с её помощью:
Получить электронную подпись для участия в торгах могут юридические и физические лица, в том числе оформленные как самозанятые и индивидуальные предприниматели.
Заказчики используют подпись, чтобы работать в ЕИС и на электронных площадках. С её помощью они осуществляют закупки и публикуют необходимые документы.
Руководители коммерческих организаций и индивидуальные предприниматели могут самостоятельно оформить электронную подпись в ФНС. При этом есть ряд исключений:
ЭП для сотрудников организаций и физических лиц (за исключением ИП) выдают аккредитованные удостоверяющие центры (УЦ). Их список можно уточнить на портале Минцифры.
Самозанятые и физлица оформляют электронную подпись для торгов в аккредитованных центрах. Правом выдавать ЭП наделены многие банки, Почта РФ и другие компании. Их перечень утверждён Минцифры.
Для получения услуги потребуется предъявить документы:
Срок изготовления подписи зависит от правил выдающего центра. Обычно на оформление всех документов и выдачу ЭП уходит около получаса.
Налоговая служба выдаёт усиленную квалифицированную электронную подпись для торгов бесплатно. Но чтобы её получить, необходимо предоставить USB-токен, который стоит в среднем от 1,8 до 3 тыс. рублей. Для использования ЭП придётся установить программное обеспечение. Стоимость программы — от 1,3 тыс. рублей.
Стоимость оформления ЭП в аккредитованных центрах определяется тарифами организаций. Например, Почта России предлагает приобрести подпись для ЭТП за 3,5 тыс. рублей.
Электронная подпись требуется для работы на любых площадках, функционирующих онлайн:
Для участия в закупках через коммерческие площадки может понадобиться специальная подпись. Информацию следует уточнять перед началом работы.
Физлица и самозанятые имеют право участвовать в любых торгах, в том числе по 44-ФЗ. При этом действуют ограничения:
Физические лица обычно участвуют в небольших тендерах на сумму до 300 тыс. рублей. С полученной прибыли они должны уплатить НДФЛ.
После получения ЭП её владелец должен установить на своё рабочее место программное обеспечение:
После этого необходимо зарегистрироваться в ЕИС и на выбранной торговой площадке. При наличии учётной записи нужно загрузить сертификат ЭП.
Процедура подготовки к электронным торгам для физлиц и самозанятых не отличается от других участников закупок. Им нужно оформить электронную подпись, пройти регистрацию в ЕИС и на торговой площадке. Для работы с госзакупками требуется открыть специальный счёт, на котором хранятся деньги для обеспечения заявок.
При отсутствии ЭП перечень доступных для участия торгов сокращается. Без подписи можно участвовать в закупках, проходящих в бумажной форме, некоторых коммерческих торгах, а также при реализации имущества банкротов стоимостью до 100 тыс. рублей (если его распродают без торгов).
КЭП приравнивается к личной подписи владельца. Физлица могут пользоваться ей для оформления трудовых договоров, получения кредитов и обращения в госорганы. Юрлицам такая подпись пригодится для организации электронного документооборота.