Как закрыть ИП онлайн в 2025 году – через «Госуслуги» и личный кабинет

14 марта 2025 18:40
4441
Екатерина Линник

Многие люди открывают ИП, чтобы не работать на дядю и быть самому себе хозяином. Только со временем каждый понимает, что собственный бизнес — это работа 24 часа в сутки и семь дней в неделю, ещё более высокие риски и ответственность. Поэтому часто не справляются и закрываются. Причём делают это не так, как положено по закону. Например, многие предприниматели даже не подают заявление о закрытии ИП. Как итог, спустя некоторое время становятся должниками. Чтобы не допустить такого развития событий, нужно правильно закрывать бизнес. Рассказываем, как закрыть ИП с сотрудниками и без.

Содержание статьи

Как закрыть ИП в 2025 году. Фото: freepik.com

Вне зависимости от того, какой у вас бизнес, ИП закрывают по одной и той же схеме. Единственное отличие возникает только тогда, когда у вас есть наёмные сотрудники, которых нужно предварительно оповестить о грядущем увольнении в связи с прекращением работы. Затем правильно сократить персонал, заплатить за них налоги и взносы, а также оповестить Центр занятости населения.

Чтобы не делить материал на две части, мы покажем алгоритм закрытия ИП с сотрудниками. Если вы занимаетесь бизнесом в одиночку, пропускайте шаги, связанные с персоналом.

1. Увольте сотрудников в связи с закрытием ИП

Даже если числится всего один работник, прекратить с ним трудовые отношения нужно грамотно:

  1. Работодатель в статусе индивидуального предпринимателя должен уведомить каждого сотрудника о предстоящей ликвидации бизнеса. Согласно статье 108 ТК РФ, сделать это необходимо минимум за 2 месяца до того, как планируете снять с учёта ИП, но не запрещено направить уведомление раньше. С каждым из сотрудников расторгается трудовой договор. Уведомление – это предупреждение о том, что вскоре произойдёт увольнение сотрудников в связи с закрытием. Стандартизированной формы не существует, как и единого формата отправки. Если есть фирменный бланк, можно написать сообщение на нём. Обязательные пункты: дата, когда будет расторгнут договор; данные работника, предпринимателя; актуальная дата и подпись. Уведомление направляют почтой, на email или вручают лично.
  2. При закрытии ИП сотрудникам выплачивают заработную плату, компенсацию за неиспользованные отгулы и отпуск. Выдают и другие связанные с увольнением выплаты, если они прописаны в трудовом или коллективном договорах.
  3. Также по каждому сотруднику необходимо подготовить приказ о расторжении трудового договора и внести запись в трудовую книжку. В качестве основания для увольнения укажите п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Если решили закрыть ИП, увольняются сразу все сотрудники. Ликвидация организации — одно из немногих оснований, когда увольнение работников разрешено по инициативе работодателя.

ИП при увольнении сотрудников обязан выдать им следующие документы:

  1. Трудовую книжку в бумажном варианте либо справку СТД‑Р, которая также подтверждает стаж при наличии электронной трудовой книжки. Отдельное заявление от работника не нужно, но каждый, у кого нет бумажных трудовых книжек, должен получить эту выписку. Работодатель может выдать её на руки или направить заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации. Справка СТД-Р может быть электронной, тогда нужна усиленная квалифицированная подпись (УКЭП). Если выдаётся бумажная справка – достаточно печати и подписи руководителя.
  2. Расчётный лист. Формат выдачи — тот же, что и для других документов. Например, если сотрудник получает всё на руки, то расчётный лист оформляется на бумаге и выдаётся в последний день перед увольнением. Не запрещено отправлять его по электронной почте или заказным письмом.
  3. Выписку из ЕФС−1. Она подтверждает размер страхового стажа увольняемого. Сведения выдаются из подраздела 1.2 раздела 1 одноимённой формы. Должна быть оформлена максимум на следующий день после издания приказа об увольнении. Выписка выдаётся сотрудникам, а сама форма ЕФС−1 в качестве отчётности сдаётся в Социальный фонд России (СФР).
  4. Выписку из раздела 3 РСВ (Расчёт по страховым взносам, который сдаётся в СФР). Единой формы выписки нет, составляется обычно в произвольной форме для каждого сотрудника.
  5. «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах». Выписку оформляют по форме КНД 1151162. В ней указываются период, за который формируются сведения, данные ИП, а также основная информация о сотруднике: ФИО, ИНН, СНИЛС, сумма зарплаты. Требования заполнения этой формы действуют с начала 2023 года, в неё включают титульный лист и основную часть, заполняют данные по всем уволенным сотрудникам. Можно сдать отчётность в электронном виде или на бумаге. Выписку же из этой формы заполняют отдельно на каждого увольняющегося.

Работодатель в статусе ИП может выдавать и другие документы, например, справку о доходах. Но делают это исключительно по запросу. В обязательный перечень документов, которые подлежат выдаче при прекращении предпринимательской деятельности, они не входят.

2. Напишите в Центр занятости населения

Чтобы правильно закрыть ИП, о предстоящем увольнении работников нужно сообщить службе занятости. Сделать это необходимо максимум за 2 недели до того, как ликвидируют ИП. Самый удобный способ подачи — через электронный сервис «Работа России», но потребуется регистрация на этом портале.

Уведомление о грядущем увольнении сотрудников составляется в свободной форме, но с обязательным включением в него ряда данных. Это ваши данные как предпринимателя, сведения о сотрудниках и основание для расторжения договоров.

3. Урегулируйте вопросы с контрагентами

Решив закрыть ИП, правильно прекратите взаимоотношения с контрагентами. Здесь нет единой формы и законодательно урегулированного порядка действий, поскольку отношения с партнёрами основаны на различных договорах:

Руководствуйтесь тем, что нужно:

Если закрыть ИП, не рассчитывавшись с контрагентами, все долги предпринимателя перейдут к вам как к физическому лицу. Платить всё равно придётся, в противном случае можно лишиться имущества, даже если бизнес уже закрыт.

4. Сдайте отчётность в ФНС и СФР

Чтобы закрыть ИП в 2025 году, нужно сдать отчётность в Федеральную налоговую службу (ФНС) и Социальный фонд. В ФНС подаются:

  1. Декларация. Во всех случаях декларация при закрытии подаётся в ФНС, но в разные сроки в зависимости от режима налогообложения – в большинстве случаев не позже 25-го числа следующего за закрытием ИП месяца. На общей системе налогообложения (ОСНО) — до того, как подадите заявление на ликвидацию.
  2. Декларация по НДС – на общей системе и спецрежимах, если были счета-фактуры контрагентам.
  3. 6-НДФЛ, справки о доходах по каждому сотруднику, расчёт страховых взносов, персонифицированные сведения по сотрудникам.

В Социальный фонд необходимо отправить:

  1. Подраздел 1.1 формы ЕФС‑1. Необязательный этап только для тех ИП, которые проходят процедуру прекращения деятельности без сотрудников.
  2. Подразделы 1.2 и 2 формы ЕФС‑1, раздел 2 формы ЕФС‑1.
Если у вас нет сотрудников, отчётность в Соцфонд не нужно отправлять. Кроме того, если вы работаете на НПД (специальный налоговый режим для самозанятых), АУСН (автоматизированная упрощённая система) и ПСН (патентная система налогообложения), не надо подавать декларацию в ФНС.

5. Оплатите налоги и взносы

Не забудьте заплатить налоги и взносы, чтобы после закрытия ИП не оказаться должником:

ИП должен заплатить сумму страховых взносов не только за сотрудников, но и за себя. Срок — не позже 15 дней после снятия с государственной регистрации. Но лучше сделать это заранее — на некоторых режимах можно уменьшить сумму налога за счёт вычета.

6. Подайте в ФНС заявление на закрытие ИП

После того, как вы уволили сотрудников, урегулировали вопросы с партнёрами, сдали отчётность и заплатили взносы с налогами, самое время подать заявление на закрытии ИП. Это можно сделать несколькими способами:

Самый экономный вариант — подать заявление дистанционно, через «Госуслуги» или личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, а также в МФЦ или через нотариуса. В этих случаях услуга будет бесплатна. Более того, это можно сделать в любом регионе.

Если подавать заявление лично в налоговой инспекции или отправлять письмом, придётся заплатить госпошлину в размере 160 рублей. И это нужно сделать до подачи заявления, иначе ФНС откажет в закрытии ИП. Обратите внимание, обращаться нужно в ту инспекцию, где открывали ИП.

В онлайн-сервисах (на «Госуслугах» и в личном кабините ФНС) вам не нужно искать форму заявления. Достаточно заполнить данные, которые попросит система, и подписать заявление усиленной квалифицированной подписью или через приложение «Госключ».

Во всех остальных случаях потребуется форма заявления № Р26001. Она утверждена приказом ФНС от 31.08.2020 N ЕД−7−14/617@. Скачать образец можно с сайта налоговой службы.

Срок закрытия ИП с момента подачи заявления — до 5 дней.

7. Снимите кассу с учёта

Кроме уплаты налогов, страховых взносов и расчётов с сотрудниками, при ликвидации бизнеса предприниматель обязан снять с учёта кассу. Процедура регламентируется статьёй 4.2. закона № 54-ФЗ.

Изначально касса регистрируется на компанию или предпринимателя, поэтому после ликвидации налоговая служба должна снять её с учёта. Сама касса может использоваться повторно в другой компании, но при этом должна быть поставлена на новый учёт.

Как самостоятельно закрыть кассу:

  1. Закройте фискальный накопитель, создав отчёт. Перед этим проверьте, все ли чеки поступили в ФНС.
  2. Заполните заявление на двух листах, форма утверждена приказом от 29.05.2017 № ММВ−7−20/484@.
  3. Подайте заявление в налоговую лично или онлайн.
  4. В течение максимум 10 дней кассу снимут с учёта, после чего можно получить электронную или бумажную карточку-подтверждение.
При закрытии ИП фискальный накопитель остаётся у предпринимателя. Он должен хранить его не меньше пяти лет.

8. Закройте счёт ИП

У ИП может не быть расчётного счёта в банке, но в основном предприниматели открывают их, чтобы было проще вести бизнес. После ликвидации ИП закрывать расчётный счёт необязательно – такую обязанность не устанавливают ни закон, ни договоры банковского обслуживания. Но лучше расторгнуть договор с банком – по счёту иногда удерживается плата за обслуживание, у налоговой инспекции могут появиться вопросы.

Чтобы закрыть расчётный счёт, обратитесь в банк, где он оформлен. В большинстве случаев для закрытия расчётного счёта нужно обращаться лично или через представителя, реже это можно сделать онлайн.

Основные этапы закрытия бизнес-счёта:

  1. Подача заявки.
  2. Вывод средств или погашение задолженностей.
  3. Получение справки о закрытии.
Процедура закрытия счетов после закрытия ИП может отличаться в разных банках, как и перечень требуемых документов.

9. Сохраните документацию

Можно быстро закрыть ИП, при этом некоторые обязательства предпринимателя не аннулируются. По ликвидации бизнеса нужно хранить некоторые документы, сроки разные:

Какие документы нужны для закрытия ИП

Чтобы закрыть ИП на НПД или другом режиме, нужны документы:

Чтобы закрыть ИП удалённо, например, на «Госуслугах», паспорт не нужен, но если обращаться лично в налоговую, нужно предъявить его вместе с заполненным заявлением. Без паспорта закрыть бизнес в таком случае не получится.

Сколько стоит закрыть ИП в 2025 году

Если закрыть ИП дистанционно, платить не нужно, при личном обращении расходы составят 160 рублей — это размер госпошлины. Дополнительные траты, влияющие на стоимость закрытия:

Кроме того, необходимо заплатить налоги, уплатить суммы страховых взносов за себя и сотрудников, погасить долги перед поставщиками и сотрудниками по зарплате.

Как проверить, закрыто ли ИП

Узнать, закрыто ли ИП, можно лично или на сайте ФНС. Для проверки онлайн:

  1. Откройте сервис «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде».
  2. Введите ИНН, ОГРНИП или ФИО.
  3. Укажите регион.

Популярные вопросы

В какие сроки закроют ИП?

Срок закрытия бизнеса — до 5 дней с даты подачи заявления. Если при подаче документов обнаружены ошибки, ИП не сдал отчётность или сдал в неполном объёме, срок увеличивается.

Что делать с печатью после закрытия ИП?

Если решили подать заявление на закрытие бизнеса, печать больше не потребуется. Её можно ликвидировать любым способом, перед этим нужно составить акт об уничтожении.

Можно ли закрыть ИП онлайн?

Если есть УЭП, предприниматель сам выбирает, где закрыть ИП. Если цифровая подпись есть, он может не идти в налоговую и подать заявку через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Второй вариант — подача заявки через «Госуслуги». Если подписи нет, заявление подаётся лично и с паспортом. Некоторые бухгалтерские программы также предоставляют эту возможность.

Можно ли ликвидировать ИП с долгами?

Закрыть ИП с долгами по налогам можно, обязательства перейдут физлицу. Сумма задолженности не имеет значения.

Через сколько можно закрыть ИП после открытия?

Предприниматель может в любой момент подать заявление на закрытие ИП. Но в этом случае также подают декларацию и другую отчётность, рассчитываются с сотрудниками и так далее.

Почему могут отказать в закрытии?

Отказать в закрытии могут при нарушении правил подачи отчётности, неуплате госпошлины, если документы подаются с ошибками – почтой или лично.

Может ли налоговая закрыть ИП в одностороннем порядке?

Если предприниматели не сдают декларации и другую отчётность в течение 15 месяцев, ФНС может инициировать закрытие бизнеса. Ещё одна причина — ИП не платит страховых взносов и налогов.

Можно ли повторно открыть ИП после закрытия?

Каждый человек имеет право открывать любое количество ИП с каким угодно промежутком времени между открытием и закрытием. Однако после процедуры банкротства ИП нужно подождать 5 лет. Иногда этот срок ещё больше, если введён запрет на осуществление предпринимательской деятельности.

Теги: Бизнес Законы ИП Партнерство Работа Сервис Услуги

Статьи и новости по теме: