Коды ОКПО используют, чтобы собирать и анализировать данные о российских организациях. Это один из основных реквизитов наравне с ИНН, присваивается не только юрлицам, но и ИП, фермерским хозяйствам, профсоюзам. Узнать код ОКПО можно по ИНН, причём как собственный, так и контрагента. Расскажем, что такое ОКПО, как расшифровывается, когда присваивается и где указывается код.
Расшифровка ОКПО – это общероссийский классификатор предприятий и организаций. Фактически это идентификатор, который внесён в общую базу. Компаниям его присваивают один раз при постановке на учёт. В течение срока ведения хозяйственной деятельности он не меняется. Исключение – смена рода деятельности предприятия.
Сколько цифр в ОКПО, зависит от того, присвоен ли код предпринимателю или юрлицу. У ИП их будет 10, у компаний – 8. Но с налоговым учётом он не связан – с его помощью собирают статистику по сфере деятельности компании.
По этому коду можно узнать:
Поэтому ОКПО организации часто используют для проверки контрагентов, чтобы понять, в каких регионах компания ведёт деятельность, чем она занимается и др. Без такого кода деятельность организации незаконна. Они присваиваются автоматически при постановке на учёт и указываются во многих документах, например, бухгалтерском балансе, товарных накладных и др.
ОКПО – уникальный код, каждый из которых формирует базу данных, где можно проверить ИП или юрлицо. Эту базу используют как справочник. Например, Росстат берёт здесь сведения для идентификации компаний и составления отчётов по типу деятельности.
С помощью кода госорганы могут:
Технически всю эту информацию можно получить и по другим реквизитам, например, наименованию компании. Но названия фирм могут повторяться, а ОКПО – уникальный номер в реестре, который присваивается отдельно для каждого предприятия.
Пример ОКПО:
Код состоит из трёх основных блоков и контрольного числа, но имеет разное количество цифр в зависимости от того, присвоен ли предпринимателю или юридическому лицу.
Собственно ОКПО содержится в блоке идентификации и состоит из восьми или десяти знаков. Первые цифры указывают на то, какую деятельность ведёт компания. Эти цифры формируют порядковый номер записи в официальном реестре, кроме последнего знака – это рассчитанное по особой схеме Росстатом контрольное число.
Здесь пишут названия компаний на русском и английском (при наличии) языках. Для индивидуальных предпринимателей это не название, а фамилия, имя и отчество с указанием статуса (например, «ИП Иванов А. А.»).
В этот блок входят:
Всего в этом блоке шесть классификаторов.
Коды присваиваются автоматически, а не в заявительном порядке. Когда компания или предприниматель становится на учёт, Росстат самостоятельно формирует и заносит в единый справочник код для новой компании.
Когда организация прекращает деятельность, её код становится недействительным. Минимум через 5 лет его могут присвоить другому бизнесу. Благодаря этому ОКПО не повторяются.
Иногда код меняется. Например, это происходит, если бизнес меняет сферу деятельности. Но это не касается ситуаций, когда происходит реорганизация с сохранением прежней отрасли хозяйственной деятельности.
ОКПО указывается в различных документах, например, статистических отчётах, кадровых, приказах о зачислении в штат новых сотрудников, таможенных, налоговых декларациях, бухгалтерском отчёте. Для платёжных документов и счетов в банке он необязателен.
Бесплатный сервис, где можно посмотреть ОКПО, работает на официальном сайте Росстата. Он позволяет проверить как собственный код, который присвоен бизнесу при регистрации, так и коды потенциальных партнёров и клиентов.
Чтобы проверить ОКПО:
Если хотите экспортировать результаты запроса, нажмите на соответствующую кнопку, когда система сформирует итоги поиска.
Данные о кодах статистики будут показаны в третьем блоке результатов поиска. Здесь отражается вся основная информация об организации: классификационные признаки, ИНН, дата регистрации. ОКПО указан в верхней строке.
Кроме того, узнать информацию о коде вы можете, отправив заявление в территориальный орган Росстата. В документе нужно указать не только информацию о своей компании, но и выбрать способ получения ответа: обычным почтовым письмом, на e-mail и пр.