В товарно-денежных отношениях ввели понятие контрагент — это, простыми словами, одна из сторон договора в юридической или коммерческой сферах. Разберёмся, что такое контрагент детально, чем он может быть опасен и в чём его отличие от клиента.
Понятие контрагент означает, что это человек или компания, с кем заключают договор.
Слово образовалось из двух составных: «контр» — напротив и «агент», которое имеет латинские корни и означает действие.
Типы контрагентов:
Когда человек покупает вещь в магазине, её поставщик будет для него контрагентом. Если предмет приобрели через маркетплейс, то контрагентом станет ИП, который заказал её в другом месте и теперь продаёт на онлайн-площадке. В судебном разбирательстве контрагентами друг для друга становятся его участники.
Понятие можно классифицировать по географическому признаку, отраслям, формам сотрудничества и другим факторам.
Виды контрагентов:
Они могут быть надёжными или ненадёжными — это зависит от финансовой устойчивости.
Два контрагента начинают сотрудничество с заключения договора. К нему могут подключить других участников, например, подрядчиков. Затем одна из сторон исполняет свои обязанности: поставляет товар или предоставляет услугу.
После этого подписывается акт выполненных работ. В конце заказчик расплачивается.
Условия, при соблюдении которых возможно сотрудничество:
Из-за множества контрагентов компании могут вести реестры. В них прописывают всех партнёров, подрядчиков и результаты сотрудничества с ними.
Контрагентами не могут быть:
Они изначально находятся в неравных отношениях либо преследуют одну цель, которой пытаются достичь коллективно.
Заключая любой контракт, его стороны рискуют стать недобросовестными налогоплательщиками. Если вы сотрудничаете с «плохим» контрагентом, Федеральная налоговая служба может заподозрить вас в необоснованном уклонении от уплаты налогов. Из-за этого могут начаться серьёзные неприятности, вплоть до лишения свободы.
Помимо проблем с законом, одна из сторон договора может потерять время из-за непрофессионализма своего контрагента. Можно наткнуться на мошенников или компанию-однодневку. Поэтому перед заключением договора следует:
Важно найти подтверждение надёжности и добросовестности исполнителя.
Есть несколько способов проверить контрагента: на сайте Федеральной налоговой службы, по картотеке арбитражных судов и через ЕГРЮЛ (или ЕГРИП) и другие. Для проверки следует узнать:
Также важны судебные дела, сведения о возможном банкротстве, налоговых проверках. Следует проверить эти данные в разных источниках, обращая внимание на несоответствия.
На сайте ФНС следует ввести ИНН и КПП организации. На ресурсе можно узнать, зарегистрирована ли она в налоговой, чем занимается и есть ли у неё задолженности по налогам.
Аналогичную информацию можно найти в Едином государственном реестре юрлиц и Едином государственном реестре ИП. Их ведёт ФНС, однако иногда сведения об организациях отличаются — это необходимо проверить.
В картотеке арбитражных дел можно найти судебные разбирательства, в которых участвует компания. На этом же сайте рекомендуют посмотреть её карточку.
Также проверить будущего партнёра можно с помощью:
Перечисленные ресурсы могут быть платными и бесплатными.
Чтобы избежать рисков, следует заключать договор только после тщательной проверки другой стороны. Сам документ следует перечитать и проанализировать, в том числе с участием юриста. В документе могут прописать скрытые условия, которые в неподходящий момент рискуют обернуться проблемами.
Рекомендуется прописывать в договоре механизмы, которые позволят решать возможные споры. Перед началом сотрудничества укажите будущий результат, форму приёма работ, сроки выполнения и оплаты.
Каждый этап выполнения договора следует контролировать. После выполнения условий сделки результат прописывают в акте выполненных работ или другом документе.
Избежать финансовых проблем вы можете, застраховав предмет сделки или саму сделку. Не следует выдавать стороне неоправданно большие кредиты, а устные договорённости, которые возникли во время сотрудничества, следует прописывать в дополнительных соглашениях к договору.
Как правило, заключение сделки проходит поэтапно:
Рекомендуется сохранять все документы и чеки до окончания сотрудничества и некоторое время после него. Они могут понадобиться для страховой компании или в суде при возникновении споров.
Распространены договоры:
В зависимости от условий договоры бывают:
По количеству участников договор бывает:
Все соглашения подписывают обе стороны.
Если один из партнёров хочет изменить условия сотрудничества или прекратить его, ему нужно направить соответствующее предложение контрагенту. Тот обязан ответить на него в срок, прописанный в договоре.
В ответе можно полностью согласиться на прекращение сделки, отказаться или согласиться, но на своих условиях. Если возник спор, стороны могут обратиться в суд.
Осталось выяснить, кто такой клиент и чем он отличается от контрагента.
Клиент — это непрофессиональный участник сделки, который нуждается в оказании услуги или товаре. Например, клиенты приходят в кофейню за десертом, в магазин — за покупками, в салон красоты — за маникюром или новой причёской.
Клиентом может быть компания. Например, когда фирме нужно установить в офис пожарную сигнализацию. Никто в компании не разбирается в этом, поэтому руководитель обращается за услугой в специализированную организацию. Получается, компания доверилась профессионалам в вопросе выбора оборудования и его установки.
Если непрофессионал получил услугу у специалиста или компании — он клиент. Пример: человек пришёл в банк получить кредит. В этом случае он будет клиентом, а банк — контрагентом.
Также контрагенты равны в правах. Например, два банка заключают договор — в этом случае они оба контрагенты.
Кроме того, клиент не участвует в переговорах и не формирует условия сделки. Он может принять их или отказаться от непривлекательного договора.
Например, человеку нужно установить натяжные потолки. Он обратится в компанию, которая на этом специализируется. Если клиенту не понравится стоимость услуг или качество работ, то он вправе отказаться от заключения договора или оплаты услуги.
Глобально разница между контрагентом и клиентом заключается в профессионализме — у клиента его нет.