Расчётный счёт для самозанятых — можно ли открыть и нужен ли он при самозанятости

03 июля 2025 15:32
49701
Анастасия Русских

Закон не обязывает самозанятых открывать расчётный счёт. Более того - банки его и не откроют, поскольку самозанятые - это физлица, а им расчётный счёт не полагается. Но что делать, если расчётный счёт понадобился, а самозанятость хочется оставить? Выход из этой ситуации есть.

Содержание статьи

Чем лицевой счёт отличается от расчётного

Для начала нужно определиться с понятиями и найти разницу между расчётным и лицевым счётом.

Расчётный счёт используется для ведения бизнеса. Через него проходят все финансовые операции, связанные с предпринимательской деятельностью: платежи контрагентам, выплаты зарплаты сотрудникам, налоговые платежи и прочее.

Как самозанятому открыть расчётный счёт. Фото: freepik.com

Лицевой счёт используется физлицами для хранения денег и для финансовых операций. Так, с лицевого счёта мы можем оплатить покупки в магазине, ЖКУ, перевести деньги другому человеку.

Если не уходить в финансовые дебри и не вдаваться в мелкие подробности, то разница между расчётным счётом и лицевым — в их назначении. Один используется для предпринимательства, бизнеса, другой — для личного использования физлицами.

Нужен ли расчётный счёт самозанятому

По закону расчётный счёт обязательно должен быть у юридических лиц: ООО, ПАО и других организационных форм. То есть без специального банковского счёта они вообще не смогут работать.

Индивидуальные предприниматели не обязаны открывать расчётный счёт и действуют на своё усмотрение. Правда, в большинстве случаев они пользуются расчётным счётом, потому что без него работа с подрядчиками и проведение оплат сильно усложняется.

Открыть РКО

Самозанятые могут принимать деньги наличными или на банковскую карту. Расчётный счёт им не нужен. Более того:  самозанятые относятся к физлицам. Расчётный счёт банк им не откроет. Однако из этого правила есть исключение.

Когда  самозанятый может открыть расчётный счёт

Самозанятому иногда тоже нужен расчётный счёт. Например, чтобы подключить интернет-эквайринг, чтобы делать закупки расходных материалов или принимать платежи от заказчиков, которым выгоднее перечислять деньги на расчётные счета.

Рыжаков Сергей Сергеевич
Начальник управления некредитных продуктов департамента корпоративного бизнеса АО КБ «Хлынов»
Комментарий эксперта:
С помощью расчётного счёта проще вести учет, разделять денежные потоки операций ФЛ и ИП — это отдельный интернет-банк с возможностями для ИП, отдельный налоговый и бухгалтерский учёт. В процессе работы с банком возникает потребность в других услугах (кроме самого РКО). Это может быть кредитование, торговый эквайринг, расчёты в валютах других стран. Оцените свою потребность в целом и изучите наличие в банке необходимых услуг. Если на этом этапе возникают трудности, можно обратится за консультацией к сотрудникам банка лично или через колл-центр/чат (при наличии).

Чтобы открыть расчётный счёт, самозанятому нужно открыть ИП. Режим налогообложения не изменится, потому что возможны два варианта работы:

  1. Физическое лицо со статусом самозанятого.
  2. Индивидуальный предприниматель на налоговом режиме НПД (налог на профессиональный доход).

Налоговые ставки и ограничения одинаковые. Однако ИП получает чуть больше возможностей: он может не только открыть расчётный счёт, но и получать пособие по беременности и родам.

Итак, если нужен расчётный счёт, придётся открывать ИП.

Как самозанятому стать ИП

Если вы решили стать ИП и при этом сохранить условия уплаты налогов как при самозанятости, нужно:

Подготовить документы.

  1. Копию паспорта.
  2. Заявление по форме P21001.

Если заявление подаёте через сайт ФНС или в МФЦ, то госпошлину платить не нужно. Если же вы подаёте документы лично в отделении налоговой, то нужно заплатить 800 рублей пошлины. К пакету документов — приложить квитанцию.

Подать документы на регистрацию ИП.

Выбирайте один из вариантов:

  1. В отделении ФНС.
  2. В МФЦ.
  3. На сайте налоговой.

В течение 3 дней вас зарегистрируют как индивидуального предпринимателя.

Важно: вам не нужно сниматься со статуса самозанятого. То есть в приложении «Мой налог» не отказывайтесь от самозанятости. Только в этом случае вы станете ИП на НПД.

ИП на НПД и физическое лицо с самозанятостью — схожие по налоговым ставкам режимы ведения предпринимательской деятельности. Нужно платить 4% или 6% налога в зависимости от того, с кем работаете, физлицами или юрлицами, а страховые взносы платить не нужно. К тому же работают те же ограничения по сумме дохода и запрету на наёмных сотрудников.

Все доходы ИП на НПД должен проводить через «Мой налог».

Как открыть расчётный счёт

Чтобы открыть расчётный счёт, предпринимателю нужно предоставить в банк свой паспорт. Но у каждой кредитной организации свои процедуры, поэтому где-то могут попросить расширенный список документов, который включает лицензии (если есть), выписку из ЕГРИП. Также могут потребовать заполнить анкету и заявление. Как правило, расчётный счёт для ИП откроют в течение суток.

Гораздо сложнее выбрать банк, в котором будет открыт расчётный счёт. Обслуживание счёта и операции по нему могут быть платными, что непривычно для тех, кто привык к бесплатным дебетовым картом для физлиц.

Открывая расчётный счёт, обращайте внимание на:

  1. Какие операции по счёту платные и сколько стоят. Заранее решите, какие операции вы будете делать чаще: снимать деньги, переводить их контрагентам, переводить на карту. Отталкиваясь от этого ищите наиболее выгодный вариант.
  2. Сколько стоит обслуживание и что в него входит. Обычно если обслуживание бесплатное, то все дополнительные операции будут с комиссией. Если вы проводите много платежей, снимаете деньги, то получится дорого. Просчитайте несколько вариантов.
  3. Обратите внимание на дополнительные услуги банка, а не только на базовые. Например, вам может пригодиться бизнес-карта.
Теги: Бизнес Услуги

Статьи и новости по теме: