Чтобы открыть ООО самостоятельно, необходимо собрать пакет документов, заполнить заявление, вникнуть в нюансы процедуры регистрации или нанимать посредников, а это дополнительные расходы. Государственная регистрация ООО может быть бесплатной, быстрой, без посещения налоговой. Расскажем, как зарегистрировать ООО без лишних проблем в полном соответствии с требованиями ФНС.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — это созданная одним или несколькими учредителями компания, уставной капитал которой разделён на доли. Участники общества несут риски убытков, связанных с деятельностью фирмы в пределах размера своей доли в уставном капитале.
Основные положения, государственная регистрация бизнеса, деятельность, права собственников, требования к уставу, включая типовой, особенности проведения собраний учредителей и другие моменты регламентируются Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14‑ФЗ.
Перед тем как открыть ООО, будущим собственникам бизнеса необходимо продумать ряд моментов, провести подготовительную работу. При этом неважно, собираются ли собственники самостоятельно зарегистрировать бизнес или доверят открытие ООО посредникам. Есть несколько этапов, которые нужно пройти самим. Расскажем подробнее.
Первое, что нужно для открытия ООО, — придумать фирменное наименование компании. Название является визитной карточкой. Оно будет указываться в документах, на упаковках товаров, в договорах. Важно, чтобы наименование:
Процедура выбора должна проводиться с учётом законодательных ограничений. В названии запрещено использовать:
Также запрещены оскорбительные наименования, нецензурная лексика.
При выборе необходимо учитывать, что компания должна иметь полное фирменное наименование, также допускается сокращённое название. При использовании иностранных слов должен быть вариант перевода на русский язык. Обязательное условие — указание организационно-правовой формы, например:
Учитывая, что ООО много, бывают совпадения названий с уже существующими компаниями. Рекомендуется избегать подобных ситуаций и проверять варианты на уникальность. Правообладатель имеет право обратиться в суд с требованием, чтобы компания, использовавшая его имя, изменила своё наименование.
Если вариант названия, выбранный новой компанией, не будет соответствовать требованиям действующего законодательства, Федеральная налоговая служба имеет право обратиться в суд для принятия решения о его изменении.
Юридический адрес — это место, где находится администрация компании, куда должна поступать корреспонденция, включая письма от государственных органов. Если компания не располагается по месту нахождения юридического лица, сотрудники налоговой службы могут обратиться в суд с требованием о её закрытии в связи с представлением недостоверных данных. Поэтому рекомендуется до подачи заявления по форме Р11001 о регистрации общества определить, где будет находиться организация. Юридический адрес указывается в учредительных документах. По нему будет определено место регистрации компании в ФНС.
В качестве юридического адреса может быть использовано:
Если в качестве юридического используется домашний адрес, необходимо получить письменное согласие всех собственников помещения. В согласии должно быть подтверждено, что они не против использования помещения для осуществления предпринимательской деятельности.
Налоговые органы имеют право признать юридический адрес недействительным в следующих случаях:
Также юр. адресом не могут быть строящийся объект, здание, непригодное для использования в коммерческих целях, учреждения образования, здравоохранения, воинские части.
Требования к уставному капиталу указаны в статье 14 закона 14‑ФЗ. Минимальная сумма уставного капитала — 10 тысяч рублей. Он составляется из номинальной стоимости долей участников общества и определяет минимум, который гарантирует интересы кредиторов. Если говорить простыми словами, это деньги, которые вкладываются в бизнес при открытии.
Доли участников в уставном капитале определяются в процентах или в виде дроби. Размер каждой пропорционален участию в компании участника общества.
В момент учреждения ООО уставной капитал может быть не внесён. На его оплату государство выделяет 4 месяца с момента создания юридического лица и завершения государственной регистрации. Если участник по истечении данного срока не оплачивает свою долю, она может быть выкуплена другими участниками или третьим лицом.
Минимальный размер капитала вносится денежными средствами. Если общество решает, что размер будет больше 10 тыс. рублей, то можно внести уставный капитал имуществом или деньгами. При внесении имущества его предварительно оценивают, получая подтверждающий документ. Для оценки привлекают независимых экспертов, которые готовят отчёт, фиксируя текущую рыночную стоимость имущества.
Размер уставного капитала и принцип его распределения между участниками вносятся в документы для открытия ООО, указываются в заявлении. При необходимости в процессе ведения бизнеса уставной капитал может быть увеличен за счёт вклада действующих участников или третьих лиц имуществом либо денежными средствами. Уведомление об увеличении уставного капитала подаётся в регистрирующий орган в течение месяца со дня принятия решения.
Для открытия компании необходимо указать, каким видом экономической деятельности вы будете заниматься. Для этого в заявление вносятся соответствующие коды ОКВЭД, которые можно выбрать по классификатору. В настоящее время действует классификатор ОКВЭД 2. Все другие редакции недействительны.
Если заявители неправильно выбирают коды ОКВЭД, используя недействующие классификаторы, им будет отказано в регистрации ООО.
В заявлении можно указать неограниченное количество кодов. Но в процессе выбора рекомендуется обратить внимание на то, что ряд видов деятельности требуют получения лицензии. Например, производство и оборот алкоголя, страховая, космическая деятельность, разработка и производство средств защиты и т. д. Поэтому выбирайте только то, чем будете заниматься.
Существует основной вид деятельности, код которого указывается первым. При его указании требуется быть особенно внимательными. Начисление страховых взносов за работников (несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания) производится по основному виду деятельности — чем он более рисковый, тем выше тариф. Работодатели подают документы с подтверждением основного ОКВЭД каждый год до 15 апреля. Если этого не сделать, то установят самые высокие тарифы, ориентируясь не на основной вид деятельности, а на один из тех, которые перечислены при регистрации ООО.
Для создания ООО необходимо выбрать режим налогообложения. В настоящее время действует несколько налоговых режимов:
Выбор налогового режима необходимо сделать с учётом предстоящего дохода, вида деятельности, количества сотрудников и других деталей. Переход с одной на другую систему налогообложения возможен с начала следующего года, о чём необходимо заранее уведомить ФНС.
Если ООО открывает один учредитель, то он оформляет решение о создании юридического лица. Когда компания создаётся несколькими учредителями, необходимо провести общее собрание участников, подготовить протокол. В документе утверждается название общества, указываются юридический адрес, размер уставного капитала, варианты его внесения, утверждается устав, который можно подготовить персонально или выбрать типовую форму. Рекомендуется также заключить договор об учреждении общества. В нём описывается механизм создания компании.
Рассмотрим, сколько стоит открыть ООО при минимальных вложениях:
Далее расходы зависят от желания и возможностей владельцев бизнеса — услуги посредников или нотариуса, изготовление печати, визиток, запуск рекламной кампании. При необходимости покупки юридический адрес может обойтись в сумму от 2 т. р.
Чтобы зарегистрировать компанию, необходимо подготовить пакет документов:
Если учредителей несколько, в список документов включается договор о создании ООО. Если компанией выбран специальный режим налогообложения, то одновременно подаётся уведомление о переходе на УСН, ЕСХН или АУСН.
Пошаговая инструкция самостоятельной регистрации бизнеса поможет пройти все этапы быстро и без лишних проблем.
Для выбора налоговой инспекции воспользуйтесь сервисом ФНС. В электронной форме выбираете пункт «Юридическое лицо», указываете юридический адрес ООО и получаете реквизиты ИФНС, куда вам нужно обратиться, а также адрес, номера телефонов, график работы регистрирующего органа, на который возложены функции регистрации, постановки на налоговый учёт, и платёжные реквизиты.
Заявление заполняется по форме Р11001. Здесь важно без ошибок внести информацию в каждый пункт. Исправления, дописывания недопустимы. Проще всего заполнять документ с помощью специальных онлайн-сервисов. Это позволит избежать ошибок. Например, ФНС предлагает заявителям программу подготовки документов на своём сайте с подробной инструкцией.
Подать документы можно следующим образом:
Любой из вариантов имеет одинаковую юридическую силу и может быть использован заявителем без ограничений.
Налоговая проверяет документы и принимает решение о регистрации в течение 3 рабочих дней. Заявителю готовые регистрационные документы направляются по адресу электронной почты или через нотариуса, в зависимости от способа их передачи налоговой. При желании документы могут быть получены в ФНС в бумажном виде.
Список задач, которые необходимо решить после регистрации:
Если ваша деятельность подлежит лицензированию, подавайте документы и получайте лицензию. Не забывайте вести бухгалтерский учёт, сдавать отчётность, платить налоги. Вы можете делать это самостоятельно, наняв бухгалтера, использовать онлайн-сервисы или онлайн-бухгалтерию.
Можно открыть ООО онлайн и под ключ, воспользовавшись помощью банков. Удобный и доступный сервис предлагают следующие финансовые организации:
Банк | Стоимость открытия | Срок | Необходимость посещения банка | Количество учредителей | Включены услуги |
Тинькофф | бесплатно, госпошлину платить не нужно | 5 дней | нет | один | расчётный счёт, бухгалтерское обслуживание, персональный менеджер |
Альфа-Банк | бесплатно, пошлину не надо платить | 5 дней | нет | один | расчётный счёт, онлайн-бухгалтерия, 3% годовых на остаток |
Банк Бланк | бесплатно | 5 дней | встреча с представителем банка в удобном месте | электронная подпись, бесплатная бухгалтерия | |
ВТБ | бесплатно, сумма госпошлины — 0 рублей | 5 дней | посещение офиса банка для идентификации личности | один | квалифицированная электронная подпись, расчётный счёт, бизнес-карта |
Модульбанк | бесплатно | 7 дней | встреча с представителем банка в удобном месте | один | электронная подпись, расчётный счёт |
Для открытия ООО с двумя и более учредителями банки могут подготовить пакет документов. Его нужно будет самостоятельно распечатать и передать в ФНС.
Регистрация компании ООО осуществляется в срок до трёх рабочих дней после подачи уже готовых документов в налоговую инспекцию. За какой период владельцы бизнеса подготовят учредительные документы, договоры, зависит от их активности. Если осуществляется регистрация ООО с единственным учредителем, который будет руководителем компании, у него есть квалифицированная электронная подпись, а общество будет действовать на основании типового устава, то оформление ООО возможно онлайн за один день через сервис ФНС.