С 9 апреля США начинают взимать пошлины в размере 104% на китайские товары. Это самая высокая ставка за последние годы и часть масштабной торговой войны между Вашингтоном и Пекином. Решение подтвердил Белый дом: новые тарифы вступили в силу в полночь по местному времени.
Пошлины в 104% — это не единоразовое решение, а финальный аккорд цепочки. США уже ранее повысили тарифы на китайский импорт на 20%, потом добавили ещё 34%. Теперь Трамп подписал указ о дополнительных 50% — в сумме получилось 104%.
Это прямой ответ на действия Китая, который тоже ввёл пошлины в 34% на американские товары. После этого Трамп пригрозил: если Пекин не откажется от ответных мер, США накроют китайский экспорт новыми штрафными тарифами. Пекин не отступил. Вашингтон ответил. Это беспрецедентный шаг, нацеленный на то, чтобы сделать китайские товары максимально дорогими для американского потребителя.
По данным CNN, Китай был вторым по объёму поставщиком товаров в США после Мексики. В 2024 году он экспортировал в Штаты продукции на 439 млрд долларов. Теперь весь этот поток окажется под сверхвысокими пошлинами. По сути, китайский товар станет вдвое дороже на американских полках — и конкурировать в таких условиях будет почти невозможно.
На первый взгляд кажется: при чём здесь мы? Но на деле Россия — активный потребитель китайской продукции. Китайские автомобили, техника, электроника, комплектующие — всё это массово ввозится из Поднебесной. Удар по экспорту Китая в США заставит производителей искать новые рынки сбыта. В теории это может даже на время удешевить продукцию для России. Но на практике всё сложнее.
Крупнейшие китайские бренды могут начать компенсировать потери, повышая цены на внешних рынках, в том числе и в России. Уже сейчас мы видим, как автопроизводители пересматривают ценовую политику.
Кроме того, на фоне неопределённости и нестабильности на глобальном рынке курс юаня может колебаться, а вместе с ним — и цены на импорт. В группе риска: смартфоны, бытовая техника, электроника и китайские автомобили, которые уже вытеснили европейских конкурентов в России.
Автопром — особенно чувствительная тема. В 2023–2024 годах китайские машины стали особенно популярны на нашем авторынке. Теперь, чтобы сохранить рентабельность, производители могут сократить скидки или поднять цены.
В короткой перспективе всё зависит от реакции Китая и США. Если Пекин решит смягчить риторику и снизить пошлины, напряжение может упасть. Но пока таких признаков нет.
Россия в этой ситуации — скорее наблюдатель, чем игрок. На международные пошлины мы повлиять не можем. Возможно, только искать варианты диверсификации поставок. Но заменить Китай в логистике и масштабах импорта пока не способен ни один рынок.
Эксперты предупреждают: эта торговая война может перерасти в полномасштабную экономическую конфронтацию. Это значит — новые ограничения, новые обострения и нестабильность для всей мировой экономики. Россия, как страна с зависимостью от внешней торговли, будет одной из первых, кто это почувствует.
Пока же остаётся следить за новыми заявлениями из Белого дома и Пекина. Но ясно одно: мир снова вступает в эпоху глобального экономического противостояния.
UPD: власти Китая объявили, что с 10 апреля повысят свои пошлины для США до 84%.