Минпромторг предлагает изменить формулу расчёта утилизационного сбора, который взимается при ввозе автомобиля в Россию из стран ЕАЭС. Некоторые эксперты говорят, что это приведёт к очередному повышению цен на машины. Но не всё так однозначно.
Пару месяцев назад Минпромторг предложил рассчитывать утильсбор на автомобили из стран ЕАЭС с учётом их средней стоимости. Формула представлена в проекте постановления правительства:
Средняя стоимость автомобиля прописана в перечне ФТС (Федеральной таможенной службы). В качестве затрат учитываются все расходы покупателя, которые он может подтвердить документами — договоры купли-продажи, счета-фактуры, декларации на товары, транспортные накладные и так далее.
Как пишут СМИ, с помощью нововведений ведомство хочет уравнять размер утильсбора для всех, кто ввозит автомобили в Россию. Другими словами, прикрыть более выгодные каналы импорта — Армению, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.
По мнению отдельных экспертов, из-за изменения формулы цены на иномарки вырастут на 25%. Правда, не сразу с мая, а в более отдалённой перспективе — как только закончатся автомобили завезённые в Россию до изменений.
Рост цен должен стимулировать автопроизводителей, в первую очередь китайских, к локализации производства. То есть заставить китайцев строить в России автозаводы.
Но есть и другой взгляд на предстоящие изменения. В частности, по расчётам автора телеграм-канала «Самородов Про АвтоБизнес», ввоз Geely Monjaro через Казахстан по новой формуле обойдётся на 400 000 рублей дешевле.
Но это если речь идёт об автомобиле, средняя стоимость которого зафиксирована в перечне ФТС. Однако там присутствуют далеко не все марки — просто потому, что список составляют на основе машин, которые уже ввезли на территорию нашей страны. Если вы покупаете «новинку», то тогда да — утильсбор вырастет. В этом случае применяется следующая формула:
Это далеко не все изменения, предлагаемые Минпромторгом. Однако рассматривать их пока не имеет смысла хотя бы потому, что проект постановления правительства до сих пор не утверждён. А сегодня уже 25 апреля 2025 года. Есть большие сомнения, что его успеют принять до 1 мая. Поэтому пока действуют правила 2024 года.