Вопрос, где взять средства для вложения в бизнес, актуален на любой стадии. Но особенно он важен для начинающих предпринимателей и стартаперов. Рассказываем, как привлечь инвестиции в бизнес-проекты, где искать источники финансирования и что нужно знать начинающим инвесторам.
Инвестиции – это средства внешнего финансирования. Они требуются на любых этапах развития компании. Но при этом у них разные цели.
На ранних стадиях цели – выйти на рынок и закрепиться, на поздних – удерживать позиции и получать прибыль.
Цели привлечения внешних вложений зависят от того, на какой стадии находится проект.
Стадия | Что происходит | Для чего нужны финансы | Прибыль |
Посевная – (seed stage) | Разработка проекта, тестирование гипотез, продукта ещё нет | Разработка, исследование, тестирование бизнес-модели, формирование команды | Отсутствует или отрицательная |
Стартап – (startup stage) | Выход на рынок, презентации, первые продажи | Создание продукта, вывод на рынок пробной партии, поиск клиентов, запуск рекламы | Отсутствует или отрицательная |
Расширение – expansion stage | Формирование и укрепление позиций, рост доли продукта на рынке | Налаживание выпуска, расширение команды, маркетинговые цели, продвижение | Выход на точку безубыточности, прибыль может стать положительной |
Рост – growth stage | Активный рост, расширение на рынке, улучшение продукта | Маркетинг, конкурентная борьба, выход на новые рынки | Постоянный высокий рост |
Зрелый рост – mature growth stage | Удержание позиций, поиск новых ниш | Поиск новых точек роста, масштабирование, слияние с другими компаниями | Стабильная прибыль с незначительным ростом |
Самые рискованные – посевная стадия и стартап. Обычно на них 8–9 из 10 проектов заканчиваются провалом. Но им чаще всего и требуется инвестирование, так как банки неохотно кредитуют начинающие компании и ИП.
Третья стадия привлекательна для вкладчиков тем, что уже можно провести качественный анализ и просчитать риски. Но на ней условия менее интересные.
Четвёртая и пятая стадии – это иное качество инвестирования. Оно происходит за счёт эмиссии ценных бумаг, привлечения партнёров, слияния и поглощения.
Стороннее финансирование привлекают как для развития всего предприятия, так и под конкретные проекты. В любом случае нужен бизнес-план, разбитый на этапы:
Важно обозначить, на каких этапах потребуются финансы и в каком объёме. Обычно денежные вливания нужны с момента формирования команды и в течение работы и мониторинга по проекту. По договорённости с инвестором можно получить всю сумму на старте или привлекать её частями. Чаще всего вкладчики выбирают второй путь, так как это помогает частично перестраховаться от потери средств.
Виды инвестирования в бизнес различаются по способу оформления, то есть определяют, на каких условиях инвестор вкладывается в проект.
При долевых условиях инвестор получает долю в бизнесе. Размер обсуждают на этапе предложения. Вкладчик становится совладельцем и может влиять на развитие проекта. Долевая собственность даёт прямую выгоду и возможность принимать решения. При этом предприниматели стремятся сохранить контрольный пакет хотя бы в размере 51%. Но нужно учитывать, что мелкие доли делают проекты неинтересными.
Этот способ похож на кредитование в банке. Инвестор выделяет средства на развитие и рассчитывает на их возврат плюс процент от прибыли. Долговое инвестирование не слишком выгодно для предпринимателя, так как средства приходится возвращать и в случае, если проект окажется убыточным. Также может потребоваться залоговая собственность, которая переходит к инвестору, если предприятие прогорит. Но заёмные финансы могут стать единственным выходом для стартапов, так как в банках они обычно получают отказ.
Это гибридный способ. В зависимости от условий соглашения инвестор получает либо долю в компании, либо другие преференции. То есть это возможность конвертировать вложения в той или иной форме по прошествии времени.
Эта договорённость предполагает обмен. Инвестор даёт деньги и получает за них товар или услугу. Такой тип финансирования обычно практикуется на краудфандинговых платформах, где любой желающий может вкладывать в проекты небольшие средства.
Субсидии и гранты не предполагают выделения долей для инвесторов или возврата средств. Чаще всего таким финансированием занимается государство. При этом предприниматели проходят конкурсный отбор: они должны не только соответствовать условиям, но и постоянно отчитываться о том, куда тратят деньги. Также средства могут выделять на конкретные цели. Например, на закупку оборудования в определённые сроки. Субсидирование налагает ограничения в распоряжении финансами.
Основная ошибка бизнесмена – это действовать без готового плана и рассчитывать, что успешным проект делает финансирование.
Так как многие проекты «умирают» на этапе стартапов, вы должны обосновать рентабельность будущего предприятия для инвестора и для себя. Составить план – это не просто написать привлекательные цифры и дать красивую картинку. Это анализ рынка, конкурентов, перспектив и т. п. Опытный инвестор для бизнеса с нуля замечает, насколько человек погружён в тему, хорошо ли понимает, что и как будет делать. Поэтому для привлечения финансов нужна не только идея, но и работа над ней.
Ещё одна ошибка, которую допускают бизнесмены, – попытки реанимировать убыточное предприятие за счёт инвестиций. Такие проекты остаются без внимания, если у предпринимателя нет жизнеспособного антикризисного плана.
Найти заинтересованного в проекте человека можно разными способами, универсального рецепта не существует. Рассмотрим самые распространённые в зависимости от стадии развития.
Если проект находится на посевной стадии или на этапе стартапа, подойдут следующие способы привлечения финансов.
Самостоятельный поиск обычно проводят среди знакомых, родных, друзей. Это ближний круг, такое инвестирование подходит для небольших проектов.
Плюсы:
Минус: могут быть испорчены отношения, причём не только в результате провала, но и успеха.
Желательно соблюдать формальности и оформлять договорённости документально.
Это частные инвесторы, которые готовы инвестировать в бизнес-проекты на начальных этапах. Их интересуют стартапы, так как цель – получить долю и перепродать с выгодой, если проект «выстрелит». Бизнес-ангела можно найти на специальных ресурсах, в соцсетях, с помощью рейтингов в СМИ. Хорошо, если вас порекомендуют общие знакомые.
Главный плюс: бизнес-ангелы приносят не только деньги, но и связи в определённых сферах, при этом не требуют мгновенной прибыли.
Минус: часто круг интересов ограничен, стартап может в него не попасть. Поэтому смотрите на последние сделки, чтобы понять, кому может понравиться проект.
Это специальные онлайн-ресурсы, где предприниматели размещают свои проекты. Инвесторы ищут и оценивают информацию и решают, куда можно вложить деньги. Их много, они отличаются масштабом, требованиями к участникам, локализациями и т. п. К таким площадкам относятся и краудфандинговые платформы, например, Planeta.ru. В финансировании могут участвовать все желающие. Это удобный способ проверить, жизнеспособен ли ваш проект.
Это сообщества частных инвесторов, своеобразные клубы по интересам. Часто их объединяет сфера вложений – например, инновационные стартапы. Клубы удобны тем, что предприниматель может предложить проект сразу большому количеству лиц. Минус – жёсткие рамки отбора стартапов.
Это управляющие компании, которые занимаются подбором проектов и распределением средств частных инвесторов. Их работа похожа на деятельность ПИФов. Получить инвестирование от фонда – это как выиграть в лотерею, так как предполагаются большие объёмы финансовых вложений. Минус – ещё более жёсткий отбор, чем в клубах инвесторов.
Бизнес-инкубаторы (или акселераторы) – это платформы, где новичкам предлагают бесплатное обучение по разработке бизнес-планов. Цель – поиск перспективных стартапов. Больше всего внимания уделяют сфере IT
Такие платформы есть у крупных IT- и финтех-компаний, например, у Сбера – акселератор Sber500 (https://www.sberbank−500.ru/). Если стартапер доказал жизнеспособность проекта, он получит финансирование под пилотный продукт.
Теперь перечислим способы, которые подойдут компаниям на стадии расширения, когда продукт уже вышел на рынок и инвестор может оценить результат.
Банки интересует сформированный и платёжеспособный бизнес. Основные требования большинства кредитных организаций – средний срок работы от 6 месяцев и финансовая отчётность, показывающая рентабельность. Поэтому кредитование стартапов – редкость. Если кредит и предоставляют, то под высокий процент и чаще под залог собственности.
Ими выступают крупные компании, которые находятся на стадии зрелого роста и ищут новые точки развития. Они постоянно мониторят рынок и сами выходят на малые предприятия, которым предлагают войти в экосистему.
Они отличаются от венчурных фондов тем, что их интересуют не стартапы, а компании на стадии роста и развития. Поэтому получить у них финансирование начинающим предпринимателям маловероятно.
Когда вы нашли потенциального инвестора, нужно предоставить бизнес-план для изучения. Это документ, в котором отражена вся информация о проекте. Вы должны заняться его разработкой ещё до поиска источника финансирования. Главные этапы:
Единого шаблона для плана не существует. Для привлечения инвесторов важно отразить:
При самостоятельной разработке можете использовать шаблоны. Но лучше привлечь профессиональные коллективы разработчиков, так как нужно будет проделать работу маркетологов, аналитиков, финансистов и т. п.
Как только инвестор изучит бизнес-план, нужно презентовать проект. Презентация – это тезисное изложение ключевых моментов, на которых вы хотите акцентировать внимание. Выбирайте самое главное. Особое внимание уделите финансовому плану и денежным потокам – куда и в каком объёме будут тратиться средства.
На этапе переговоров вы определяете, на каких условиях состоится инвестирование. Фактически это торги. Поэтому вы заранее должны определить рамки – какую долю или часть прибыли вы готовы отдавать инвестору минимально и максимально. Также подготовьте обоснование прибыли, чтобы сделать проект привлекательным. Соответственно, начинайте с малого. Когда придёте к соглашению, вы закрепите детали в term sheet – предварительном документе по договорённостям.
Также на переговорах определяются необходимый пакет документов, параметры и структура сделки. Для защиты от рисков сторонам желательно выходить на переговоры с юридическим сопровождением.
Прежде чем вкладываться в проект, начинающий инвестор должен разобраться в вопросе. Надо понимать, куда инвестировать, как работают вложения, оценить проект, защититься от рисков. Базовые знания помогут лучше ориентироваться на рынке стартапов и развивающихся предприятий, сохранить и приумножить вложения.
Главный вопрос – куда вложить капитал, чтобы он приносил доход. Решение зависит от целей и объёма финансов, а также от общей стратегии, которой решил придерживаться инвестор. Но есть базовые правила для всех:
В вопросе финансирования и прибыльности таких вложений нет потолка. Можно и получить много денег, и выйти в ноль, и потерять всё. Поэтому лучше выбирайте стратегию поэтапных вложений и не вкладывайте заёмные средства в новые проекты.
Когда вы приходите к договорённости с предпринимателем, отразите все условия в пакете документов. Желательно проводить сделку с квалифицированным юристом, который специализируется на вопросах инвестиций. Он поможет правильно оформить документацию. Что может входить в пакет:
Инвестиции в частный бизнес дают возможность многократно увеличить вложения. Среди всех инструментов инвестирования это самый прибыльный, если предприятие раскрутится. Другие преимущества:
К недостаткам относятся:
Вливания в стартапы могут не окупиться, это стратегия с высокими рисками. Поэтому диверсифицируйте портфель и рассмотрите другие способы, чтобы не потерять капитал:
Способов оценки, которые используют опытные инвесторы, много. Самые популярные методы: Беркуса, скоринга, венчурного капитала, мультипликаторов, суммирования факторов риска.
Чтобы провести качественный анализ по любому из них, нужно разбираться в вопросе, поэтому новичкам лучше обратиться за помощью к профессиональным аналитикам. Также важно внимательно изучить бизнес-план и сопоставить прогнозы от заёмщика с ситуацией на рынке. Если стартапер строит чересчур оптимистичные планы, вряд ли он понимает, как действовать. В этом случае лучше отказать в финансировании.