На волне ажиотаже все больше инвесторов выбирают IPO как перспективный способ инвестирования. Аналитики рынка отмечают: при IPO не надо забывать о том, что для компании успех – выручить побольше денег, а для инвестора – купить перспективную акцию, причем дешево. Простой вывод: перед нами обычная борьба продавца и покупателя. При SPO логика та же. Так что вопрос цены акции при кампании не менее важен, чем вопрос, а не разорится ли фирма-эмитент. В этом году инвесторам предложат несколько интересных ценных бумаг – на слуху такие компании, как «Европлан», «Segezha Group», «Совкомбанк» и золотодобытчик «Высочайший». Вопрос о том, стоит ли вкладываться, нужно решать осмысленно – прибыль никто не гарантирует. Почему многие IPO в России оказались неудачными и как частному инвестору зайти в IPO?
IPO (Initial Public Offering) – это первичное публичное размещение акций компаний на бирже неограниченному кругу лиц. Любой желающий инвестор, готовый заплатить компании деньги, может стать ее акционером (или увеличить свой пакет акций). В результате IPO в обращение выпускаются новые акции, а деньги от их продажи получает само акционерное общество. По итогам размещения уставный капитал растет.
Бывает, что непрофессионалы смешивают IPO с SPO (Secondary Public Offering) – вторичным публичным размещением. Общее действительно есть — это публичный характер кампании, доступность акций для всех способных их приобрести. Однако SPO не приводит к росту уставного капитала — общество не получает ни рубля от выручки. SPO – это предложение уже существующих, принадлежащих кому-то акций, взятых со вторичного рынка. Проще говоря, старые крупные акционеры продают свои ценные бумаги в розницу.
В США IPO – обычное дело. Что интересно, на IPO выходят не только крупные, многого добившиеся компании, но новички. Инвесторов приманивают обещаниями многократного роста доходов. Разумеется, иногда эти обещания сбываются. Но на каждую Apple приходятся сотни стартапов, так и умерших в безвестности.
В России фондовый рынок не так богат историей. Но и у нас есть примеры, которые заставляют задуматься. Продавец канцелярии «Живой офис» вышел на IPO в 2013 году, а уже через три года ушел с рынка и пошел на банкротство.
Можно вспомнить и менее печальный случай. Один из крупнейших банков страны ВТБ провел размещение в 2007 году по 13,6 коп. за акцию. С тех пор его котировки так и не восстановились (текущая цена 5,1 коп.). Хотя банк, слава богу, жив, здоров и платит дивиденды.
Сейчас в России брокерские счета открыли более 11 миллионов человек. Качественных бумаг на всех не хватает. Котировки растут. Инвесторы волей-неволей ищут потенциальные звезды – русские «яблоки» (не в смысле плоды, а местные Apple).
Компании, выходящие на IPO, ищут доступ к капиталу и новые источники финансирования, ведь акции не кредит – привлеченные при дополнительных эмиссиях деньги возвращать не надо. Однако практика за прошлый и начало этого года складывается неоднозначно.
Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов говорит:
Аналитик «КСП Капитал УА» Михаил Беспалов говорит:
В РФ за последний год были как удачные примеры покупок акций при размещении, так и провальные. Как правило, участие в IPO – это достаточно рискованная история, которая подходит далеко не всем, однако на волне ажиотажа, связанного с первичными размещениями в конце 2020 года и сейчас, все большее количество людей обращает внимание на этот способ инвестирования
Эксперт предупреждает: новичкам важно понимать, что тенденция минувшего года является временным явлением. Российский рынок, где в основном представлены так называемые «value» (компании с уже сложившимся бизнесом), может при участии в первичных размещениях давать совсем не те результаты, на которые рассчитывает инвестор.
Кстати, если на следующий день после размещения курс ценных бумаг летит вверх на десятки процентов, то на мой взгляд, это провал. Ответственный за подготовку продешевил.
Финансовый аналитик компании TradingView Игорь Кучма считает:
Не стоит забывать о рисках введения дополнительных санкций со стороны США и Евросоюза, что может привести к снижению интереса иностранных инвесторов к российским компаниям. Учитывая все эти факторы, скорее всего, вы сможете предугадать успех IPO
Итак, что следует ожидать на отечественном рынке конкретно?
Анонсированы и на слуху IPO компаний «Европлан», «Segezha Group».
Руководитель направления IPO QBF Джавид Исаев называет ближайшие и более отдаленные перспективы:
Segezha Group — ведущий производитель лесопромышленной продукции. Оценка стоимости Segezha Group, проведенная компанией E&Y, составляет 124 млрд руб. (полная капитализация) или 10,38 руб. за одну акцию. Ожидается размещение 22,4% акций».
Также эксперт ожидает размещения банка «Совкомбанк» и золотодобытчика «Высочайший». X5 Retail Group (торговые сети – «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») также обсуждает планы отделения своего цифрового бизнеса и вывода на биржу этих онлайн-сервисов. О подготовке к IPO сообщал и автодилер «Рольф».
Аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Донецкий замечает: «Для нас самое главное IPO этого года – это размещение компании Segezha Group. Инвесторы уже знают эту компанию по облигациям на МосБирже и составе холдинга «АФК Система».
«Сегежа» является уникальным активом с высокой маржинальностью бизнеса, растущим производством и защитой от девальвации рубля. Компания очень привлекательна для покупки, однако, как и на любом другом IPO, решение о покупке хорошего бизнеса должно приниматься исходя из цены размещения. По нашему мнению, справедливая оценка «Сегежа Групп» – 120-130 млрд. рублей. Соответственно, если цена будет выше, то мы не рекомендуем участвовать, поскольку не видим краткосрочного апсайда, если ниже – самое время для покупки
По мнению эксперта, будет интересно и IPO «Высочайшего». У этого золотодобытчика впереди реализация ряда проектов, направленных на рост объемов производства. Таким образом, если будет предложена адекватная рыночная цена, то компания интересна для участия, поскольку сохраняется потенциал роста и есть понятные катализаторы.