Брокерская лицензия – всё равно, что затемненные стекла автомобиля. Кто за рулем и кто пассажиры этого «гелендвагена», совершенно не разобрать. Наличие только одной лишь лицензии, особенно вкупе с обещаниями высокой доходности, не должно быть веским основанием при выборе брокера для частного инвестирования на бирже. Нет, лицензия должна присутствовать обязательно, но не это главное.
Биржи, как и Москва, – не резиновые. Число россиян, открывших счета на Московской и Санкт-Петербургской биржах через брокеров, давно превысило 11 миллионов человек. Это в тридцать раз больше, чем численный состав всей отечественной Росгвардии.
Естественно, такое число россиян с неприкаянными деньгами (я об инвесторах, а не росгвардейцах) не может не мытарить беспокойные души всяческих ловчил. И параллельно очереди из новичков-инвесторов выстраивается очередь жуликов. В частности, о росте жалоб граждан на организации, работающие под видом брокерских компаний, сообщил Росфинмониторинг.
Но что значит – «работающие»? Придумываются якобы высокодоходные проекты, якобы привязанные к фондовому рынку, и гражданам предлагается быстро и много заработать, вложив свои кровные. Это как в старой доброй шутке: «Цирк примет на очень высокооплачиваемую работу еще десять воздушных гимнастов».
Таким образом, для инвестров-новичов снова вперед выходит вопрос – как выбирать брокера, чтобы потом не ходить с искусанными локтями.
Мы об этом писали неоднократно. А сейчас обратим внимание на еще один немаловажный момент. Брокера (в отличие от управляющей компании) нельзя выбирать по размеру обещаемой доходности. Более того, если брокер сулит высокие барыши, значит, ему больше нечего обещать. И от такого брокера нужно держаться в стороне.
Конечно, под обещания сверхдоходности вам предъявят брокерскую лицензию. И не в фотошопе сделанную, а честную «лицензию на осуществление брокерской деятельности», подтвержденную в реестре на сайте Банка России. Но гарантом вашего безбедного будущего такая лицензия не станет.
В общем, лицензия означает только то, что в определенный момент регулятор посчитал, будто конкретная компания действительно добросовестна, и ее можно пустить на финансовый рынок. Но это не значит, что даже добросовестная компания не поведет себя неподобающим образом.
*,** - подзаголовки выбирались из моря прекрасных шуток журнала «Красная Бурда».