Раньше у зажиточных россиян голова болела от дилеммы, вложить накопления в квадратный метр или доверить банку-брокеру. Сегодня вопрос стоит иначе: биржа, депозиты или все-таки недвижимость? И если жилая недвижимость перестала приносить приличный доход, то стоит ли инвестировать в нежилую? А если к ней прилагаются ещё и готовые арендаторы?
В онлайн-доступе стабильно появляются новые инструменты инвестирования, например, криптовалюты или цифровые картины (NFT). А на горизонте замаячила метавселенная с поистине безграничными возможностями.
Так было не всегда. Ещё лет пять назад частные инвесторы преимущественно выбирали между жилой недвижимостью и депозитами. И главным аргументом было то, что недвижимость «осязаема»: купишь квартиру, и вот она – можно пощупать, и на старости пригодится. Ценные бумаги – это совсем другое, нечто неощутимое и даже эфемерное.
А виртуальные активы типа биткоинов на этом фоне вообще выглядят, как призраки зря растраченных денег.
Но вот беда, на какое-то время столь популярные у россиян инвестиции в новостройки просели по доходности. Да и земли в России чересчур много – вон «дальневосточные» гектары чуть ли не даром раздаются. Поэтому рачительные граждане с возрастающим интересом всё чаще поглядывают на коммерческую недвижимость.
Самый простой вариант приобретения «комка» – на профессиональном сленге нежилой недвижимости – это покупка апартаментов под сдачу. Правда, в Москве в отличие от Петербурга, рассказывает создатель телеграмм-канала t. me/apartpro Олег Воронин, «апарты» преимущественно покупаются для проживания. Доходность которых от сдачи, кстати говоря, заметно «подсела» благодаря «стараниям» коронавируса.
«Как бы то ни было, вторичный рынок апартов – очень маленький, покупатели не спешат расставаться с объектами, а значит – не разочаровались в своих приобретениях», — уточняет Олег Воронин.
Кроме того, в жизни предпринимателя всегда есть место подвигу. Точнее, частной инициативе.
Второй более-менее традиционный инструмент – приобретение нежилых помещений на первом этаже новостроек. «Плюс в том, что это быстрые инвестиции. На максимальную прибыль покупатель выходит через 2-3 года, — поясняет владелец АН КомНедИнвест Александр Бойцов, — Правда, не всегда застройщики выводят коммерческую недвижимость на ранних стадиях строительства. Поэтому такая формула подойдёт не ко всем стартующим жилым комплексам».
Но в любом случае такие предложения на рынке есть, и есть, из чего выбирать.
Все новые выводимые на продажу объекты, если их соотносить с текущими действующими ставками, окупаются более 10 лет. Но можно ожидать ответный рост арендных ставок. «Люди, купив коммерческую недвижимость по сегодняшним ценам – что полтора года назад было немыслимой суммой – не станут сдавать площади по ставкам с окупаемостью 15-20 лет, — комментирует Александр Бойцов. — Большинство инвесторов готовы ждать арендаторов. Придётся подождать полгода – ничего страшного».
А если не спешить с перепродажей, а подождать несколько лет, то в новом районе проложат дорожную плитку, район обрастёт инфраструктурой, и цена вырастет. Срок инвестирования увеличивается до 7-8 лет. При этом в большинстве случаев 50% от вложенных средств возвращается уже только от сдачи в аренду. Цена объекта к этому моменту достигает своего пика, а далее обычно растёт соразмерно инфляции.
На магазинах у дома свет клином не сошёлся.
Президент Becar Asset Management Александр Шарапов даёт наводку:
Те же отели и стрит-ретейл дают 10-12% годовых, офисы – более 10%. Очень мощно ворвалась на офисный рынок недвижимость для нового поколения арендаторов – коворкинги и коливиги. Можно инвестировать в традиционную недвижимость, она тоже приносит доход. Если мы хотим быть более успешными, нужно смотреть, что понравится новым богатым. Раньше были новые русские, а теперь их место заняли ребята, которые зарабатывают на диджитал. И недвижимость, ориентированная на новых богатых, будет долгие годы успешна
Бюджет такого инвестирования для многих частников не подъёмен – 20-100 млн. рублей. Однако на рынке стали появляться компании, покупающие здание целиком и распродающие в розницу. Не важно, это склад или отель.
Правда, здесь нужно держать ухо востро. Приведем цитату из британского сериала «Новые уловки», снятого в 2009 году. Жуликоватый риэлтор бахвалится, как торговал тайм-шерами в девяностых: «Мы говорили курящему отцу семейства, что по цене блока сигарет ты можешь купить себе маленький кусочек рая. И это работало, потому что мы им продавали их же мечту».
Увы, и сегодняшние продажи отдельного офиса из офисного здания или парковочного места на многоярусной автостоянке порой напоминают втюхивание тайм-шеров. В доказательство расскажем реальную историю.
И вроде бы вариантов было полно. Но начинаешь копаться, узнавать — что за арендаторов предлагают нам продавцы, и оказывается:
«Фикция, левые договоры аренды — без проблем. Главное – «продать и впарить». К чему я? Когда вам в следующий раз будут продавать недвижимость с арендаторами — не поленитесь посмотреть и изучить, что за арендаторов вам предлагают», — предупреждает руководитель АН «Вишня» Сергей Вишняков.
В общем, как только появляется новый вид бизнеса, одними из первых в него приходят жулики. Пока нет чётких правил и устоявшихся методик проверки, эти ловкачи пытаются поймать рыбку в мутной воде. И как раз сегодня розничный многовекторный рынок коммерческой недвижимости только-только формируется.