Сильный юань. — Нет идей в валюте. — Инфляция и центробанки. — Неожиданная ставка. — Новый имущественный ценз. — Прощание с питерской биржей.— Валютный контроль и голубиная риторика.
На минувшей неделе произошло много событий, что для летнего сезона, вообще говоря, не характерно. Начнём с китайского юаня, который потихоньку копил силы и в июле заявил о себе как о самой сильной валюте после доллара (во всяком случае, в текущем году). В паре с британским фунтом, евро и японской йеной юань уже подорожал более чем на десять процентов. Но это — в разрезе мировой статистики, а для нас в России теперь юань вообще основная резервная валюта из числа дружественных.
На длинном горизонте юань преимущественно дорожает против рубля, и, по некоторым оценкам, к концу года может подорожать более чем на 30 процентов.
Российский инвестор вроде и не против инвестировать в юанях, но вариантов пока у него немного. Банки только-только начинают предлагать депозиты в юанях, доходность по которым оставляет желать лучшего. Да вот ещё компания «РУСАЛ» планирует выпуск облигаций в юанях. В целом получается, что для валютных инвесторов всё печально: инвестировать в долларах и евро уже неприятно из-за блокировок и комиссий, инвестировать в юанях пока некуда.
То есть, в России инструментов инвестирования в юанях критично мало, вариантов всего два: либо инвестировать за границей, либо просто покупать юань в надежде, что инфляция оправдает эту ставку.
Инфляция действительно шагает по миру – например, европейский центробанк 21 июля впервые за 11 лет поднял базовую ставку с 0 до 0,5 процента и не исключил её дальнейшего роста. Причиной решения стал рост годовой инфляции, которая в июне в еврозоне достигла максимальных за всю историю 8,6% при таргете 2%. На следующей неделе чего-то подобного рынки ждут от американской ФРС. Есть мнение, что за время пандемии было напечатано слишком много долларов и евро.
В отличии от США и Европы наш Центробанк занят тем, что снижает ставку в надежде ослабить чрезмерно укрепившийся рубль (последние недели у нас вообще наблюдалась дефляция – явление для страны непривычное). В пятницу Эльвира Сахипзадовна опустила ключевую ставку неожиданно сильно: не на 0,25, и не на 0,5, а сразу на полтора процента, до 8,5. И не стала отрицать возможность валютных интервенций (вероятно, в юанях или в рупиях — никто пока не знает). Российский рубль сразу немного ослаб, а фондовый рынок воспрял духом (но не сильно, ибо нефтяные цены не способствуют оптимизму).
Параллельно центробанк шокировал российских инвесторов своими планами ограничить для неквалифицированных инвесторов торговлю иностранными ценными бумагами (временно) и поднять имущественный ценз для квалифицированных инвесторов (с 6 до 30 миллионов рублей на брокерских счетах). Фактически, если эти инициативы будут реализованы, то 70-75 процентов розничных инвесторов лишаться возможности покупать в России акции зарубежных компаний. Хотя, возможно, и будет послабление для компаний дружественных стран, но это неточно.
Конечно, публика сразу стала ворчать, что, защищая инвесторов, Центробанк убивает рынок, и что имущественный ценз вообще такой себе критерий, потому что есть бабушки с 30 миллионами, которые ничего не смыслят в рынках, и в то же время есть опытные, но бедные инвесторы, у которых этих 30 миллионов отродясь не было… Ну такое.
На фоне этих инициатив, естественно, обрушились акции Санкт-петербургской биржи, которая у нас долгое время позиционируется в качестве основной площадки для покупки иностранных ценных бумаг неквалифицированными инвесторами. Акции не просто подешевели, они обновили исторический минимум – котировки уходили ниже уровня 90 руб., теряя более 23%. Затем, правда, скорректировались.
Но уже понятно, что если инициативы Центробанка будут реализованы без каких-либо исключений, то Санкт-Петербургская биржа станет таким странным местом, где «неквалы» могут торговать либо частично зарубежными заблокированными акциями, либо теми незаблокированными, что успели купить до запрета. А «квалы» могут торговать, но им это не нужно, потому что брокеры дают им доступ к зарубежным площадкам минуя питерскую биржу.
Ещё из новостей недели: в пятницу Центробанк обещал пролонгировать контроль за капиталом (валютные ограничения по долларам и евро сохраняются на неопределённый срок) и продолжать снижать ключевую ставку. Такую голубиную риторику рынок расценил как сигнал в пользу покупки валюты, и в первую очередь доступного без ограничений китайского юаня.