Многие компании работают в условиях жесткой конкуренции. Чтобы победить в конкурентной борьбе и получать прибыль, им приходится постоянно искать пути повышения эффективности. А помогают им в этом бизнес-аналитики. Рассказываем, кто это и что делают бизнес-аналитики
Бизнес-аналитик (business analyst) — это специалист, который анализирует деятельность организаций и предлагает мероприятия, необходимые для повышения эффективности их работы. Он помогает наладить производство, рационально использовать ресурсы, оптимизировать бизнес-процессы.
Такой специалист должен обладать знаниями в разных сферах: IT, экономике, менеджменте, маркетинге. Это помогает ему выполнять свои функции. Рассмотрим, чем занимается бизнес-аналитик.
К помощи бизнес-аналитика прибегают, если компания не может достигнуть запланированных результатов. Специалист изучает работу бизнеса, анализирует все процессы и ищет причины проблем. После этого он разрабатывает предложения по исправлению ситуации.
В задачи бизнес-аналитика входит поиск направлений развития компании, которые могут принести максимальную выгоду. Такой специалист оценивает актуальность и целесообразность внедрения предлагаемых мероприятий.
Работа бизнес-аналитиком предполагает предложение идей по совершенствованию имеющихся и созданию новых продуктов компании. Специалист разрабатывает бизнес-описание того, как должен работать тот или иной продукт.
Кроме того, аналитик бизнес-процессов выступает промежуточным звеном между руководством компании и сотрудниками, занимающимися созданием продукта. Он доносит мысли руководителей понятным для исполнителей языком, помогает реализовать все технические характеристики.
Создание отчетов — важная часть работы аналитика. Он собирает необходимые данные, обрабатывает их, визуализирует и представляет в наглядном виде.
Такие отчеты необходимы для того, чтобы донести информацию до руководства компании. Они отражают текущее положение дел в организации, показывают статистику, запланированные показатели.
Что должен знать и уметь бизнес-аналитик, зависит от функциональных обязанностей специалиста. Для работы ему требуется обладать жесткими (hard skills) и гибкими (soft skills) навыками.
Бизнес-аналитика находится на стыке IT и менеджмента. Поэтому аналитик должен обладать соответствующими жесткими навыками:
Интерфейс Tableau
Если проанализировать требования работодателей в вакансиях на должность бизнес-аналитика, чаще всего на работу ищут специалистов со знанием SQL, Java, Python, C#, умением работать с нотациями EPC/UML/BPMN 2.0 и навыками составления технических заданий.
Кроме жестких навыков, для работы в сфере бизнес-аналитики требуется обладать большим перечнем гибких умений. Аналитик должен иметь следующие качества:
Кроме того, для аналитика важно быть терпеливым и внимательным к деталям. В его обязанности входят проверка данных и поиск нужных решений на основе информации. Реализовать их без данных качеств невозможно.
Чтобы собирать и обрабатывать большие объемы данных, визуализировать информацию и создавать отчеты, аналитики пользуются различным программным обеспечением. Специалист должен знать:
Интерфейс Trello
Перечень инструментов может меняться в зависимости от решаемых задач и требований заказчика.
Чтобы повысить свою ценность на рынке труда, бизнес-аналитик может пройти процедуру сертификации. Ее организует Международный институт бизнес-анализа (IIBA). Он выдает базовые и специализированные сертификаты.
Уровни базовых сертификатов:
К специализированным сертификатам относятся:
Прохождение процедуры сертификации платное. Стоимость данной услуги достигает 1 тыс. долларов. Однако наличие сертификата открывает перед его владельцами множество перспектив.
Имея сертификат, можно быть уверенным в успешном трудоустройстве, продвижении по карьерной лестнице и повышении оплаты труда. Документ дает возможность работать в зарубежных и международных компаниях.
Профессия бизнес-аналитик — сравнительно молодая, но активно развивающаяся. Ценность таких сотрудников трудно недооценить: они влияют на успех бизнеса. Поэтому такие специалисты могут рассчитывать на хорошую зарплату.
Бизнес-аналитики востребованы в коммерческих компаниях, государственных организациях, банках, консалтинговых фирмах. Они нужны везде, где требуется обрабатывать большие объемы информации и искать эффективные пути развития.
Особым спросом пользуются аналитики, специализирующиеся на какой-либо области экономики: торговле, финансовой сфере, нефтегазовой отрасли, средствах связи и т. д. Такие специалисты не только разбираются в бизнес-процессах, но и знают особенности деятельности компаний.
По прогнозам специалистов, спрос на аналитиков бизнес-процессов будет только расти. По данным компании Frost & Sullivan, к 2025 году рынок бизнес-анализа достигнет 70 млрд долларов.
Средняя зарплата бизнес-аналитика в России составляет 120 тыс. рублей. Однако реальный уровень доходов зависит от региона, а также опыта работы специалиста:
В Москве аналитикам предлагают зарплату от 120 до 200 тыс. рублей. В Санкт-Петербурге цифры меньше: от 100 до 150 тыс. рублей. В регионах картина отличается: в Воронеже и Красноярске средний уровень доходов специалиста составляет 80 тыс. рублей.
Карьерная траектория аналитика может быть разной. Вертикальный рост такого специалиста выглядит следующим образом:
Кроме того, аналитик может стать руководителем отдела, менеджером проектов, коучем. Широкий спектр знаний позволяют ему реализовываться практически в любом направлении.
Перед тем как стать бизнес-аналитиком, необходимо получить соответствующее образование. Для этого можно окончить вуз, платные или бесплатные курсы.
Чтобы стать бизнес-аналитиком, можно выбрать вузы, которые ведут подготовку по следующим программам:
Обучение в вузе позволяет получить государственный диплом и глубокие знания. Однако оно отнимает много времени (от 4 до 5 лет), вынуждает изучать большое количество непрофильных дисциплин. Кроме того, для поступления требуется сдать ЕГЭ.
Платные курсы позволяют получить профильные знания в короткие сроки (от 6 до 15 месяцев). Занятия на таких программах проводят практикующие специалисты. Выпускникам помогают с трудоустройством.
Популярностью пользуются следующие программы:
Обучение на курсах позволяет заниматься онлайн, в любое время и из любого места. Оно включает видеолекции, вебинары и практические задания. Кроме того, слушатели работают над собственным проектом.
Бесплатные курсы — возможность познакомиться с профессией и решить, подходит ли она вам. Плюс таких занятий: получение актуальных систематизированных знаний. Минус: таким способом можно получить лишь основы.
Список бесплатных курсов:
Подобные курсы предлагают многие образовательные центры. Их цель — рассказать, что такое бизнес-аналитика, вызвать интерес к обучению и показать, как проходят занятия.
Как и любая другая профессия, специальность бизнес-аналитик имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим основные из них.
Преимущества профессии:
Работая аналитиком, можно завести интересные и полезные знакомства. Это расширяет круг общения и позволяет строить карьеру.
К минусам профессии можно отнести большую ответственность. От рекомендаций аналитика зависит эффективность всего бизнеса. Кроме того, частая работа за компьютером может привести к проблемам со зрением и осанкой.