В конкурентной борьбе выигрывают компании, которые умеют предугадывать желания покупателей и создавать уникальный продукт, выделяющийся среди других. И помогает им в этом дизайн-мышление. Расскажем, что такое дизайн-мышление, как его использовать и где научиться.
Дизайн-мышление — это методика, которая помогает решать проблемы, используя творческий подход. Оно позволяет находить нестандартные выходы из любой ситуации и добиваться успеха. Применять его можно в различных сферах: личной жизни, бизнесе, образовании.
Способности к дизайн-мышлению есть у каждого человека. Но большинство людей не умеют задействовать имеющиеся возможности и упускают их из виду, отдавая предпочтение традиционным способам решения вопросов.
В центре концепции дизайн-мышления находятся потребности и желания людей. Специалисты, использующие её, погружаются в пользовательский опыт и создают продукты, востребованные на рынке.
Такой подход приносит бизнесу множество плюсов:
Преимущества применения дизайн-мышления оценили многие. В некоторых компаниях оно и вовсе положено в основу бизнеса. Например, корпорация Google использует его для разработки и тестирования новых идей.
Дизайн как способ мышления впервые стал рассматривать американский профессор Джон Арнольд в 1959 году. Спустя десять лет, в 1969 году, вышла книга Герберта Саймона «Науки об искусственном», в которой появился термин «design thinking».
Учёный в своей работе развил мысль о том, что дизайнерский подход к решению задач можно использовать в любых видах деятельности. А дизайнером становится любой человек, который решает вопросы при помощи выбора оптимальных и нестандартных путей. Так Герберт Саймон заложил основы дизайн-мышления.
Большой вклад в развитие концепции внёс инженер и дизайнер Дэвид Келли. Он стал одним из основателей компании Hovey-Kelley Design, позже вошедшей в состав холдинга IDEO. В своей работе Келли использовал дизайн-мышление, которое сделал доктриной организации.
Теория Келли проста: её базовыми элементами выступает вера в себя и стремление принести пользу окружающим. Главное правило дизайн-мышления по Келли — ставить на первое место потребности людей, для которых создаётся продукт.
В начале XX в. своё видение дизайн-мышления описали специалисты компании Interaction Design Foundation. Они считают, что под этим термином можно видеть методику, которая позволяет понять клиента, опровергнуть существовавшие до этого предположения и переосмыслить задачи для поиска нетривиальных решений.
К принципам дизайн-мышления относятся:
Согласно положениям дизайнерского мышления, к разработке продуктов следует привлекать людей из совершенно разных областей. Это позволит каждому внести вклад и найти свежие идеи.
Концепция включает определённые этапы работы над любым проектом. В отличие от многих других теорий, она допускает, что шаги могут идти не в той последовательности, повторяться несколько раз или предприниматься параллельно.
Эмпатия — это умение сопереживать окружающим, распознавать их чувства и понимать состояние. С точки зрения дизайнерского подхода — это способность определять, что требуется клиентам, каковы их переживания и желания.
Какие основные задачи у этапа эмпатии в дизайн-мышлении:
Этот этап отлично иллюстрируют фрагменты из кинофильма «Чего хотят женщины», где главный герой пытается проникнуть в мозг своей целевой аудитории и понять, чего хочется женщинам при использовании простых вещей: колготок, помады и т. д. Примеряя их на себя, он старается осознать, с какими сложностями сталкиваются покупатели, что им хотелось бы видеть в товарах.
На этом этапе следует обработать полученные данные и сделать выводы. Его результатом должен стать инсайт — утверждение, характеризующее проблему человека и его глубинные нужды.
Чтобы решить поставленную задачу, следует ответить на вопросы:
Проведя анализ ответов, можно сформулировать инсайт. Он может выглядеть так:
Правильно составленный инсайт не просто формулирует желание человека, он содержит его боли. Поэтому продукт, созданный с его учётом, поможет решить проблемы, справиться со страхами и повысить качество жизни. А значит — будет востребован.
На этом этапе процесса дизайн-мышления фокусируются на поиске решений проблемы. Для этого в первую очередь следует придумать как можно больше идей, не отказываться от тех, которые кажутся неуместными. Затем нужно оценить, какие из них могут помочь справиться с болями клиента, сопоставить их с возможностями реализации.
Генерация идей основана на дивергентном методе проектирования (чем более широкие границы проектной ситуации, тем больше пространства для поиска решения). Для нахождения вариантов используют следующие способы:
Это не весь список доступных методов генерации идей. Каждая компания выбирает наиболее подходящие или разрабатывает свои.
В процессе поиска идей важно абстрагироваться от ситуации. Часто люди не могут найти оптимальное решение только из-за того, что накладывают много ограничений, связанных с происходящим вокруг.
По результатам предыдущего этапа должен определиться список возможных решений. Из него нужно выбрать наиболее подходящую идею, под которую будет создаваться прототип.
При выборе следует использовать технологии критического мышления: ставить под вопрос любые утверждения. Члены команды должны отвечать на такие вопросы, аргументировать идеи и доказывать их состоятельность.
На этом этапе метода дизайн-мышления создаётся прототип — упрощённая модель продукта. Он может быть реализован в виде рисунка, графического изображения, страницы сайта, картонной конструкции и т. д.
Цель команды разработчиков — показать продукт потребителям и получить от них обратную связь.
В процессе тестирования клиенты знакомятся с прототипом, делятся мнением, критикуют или хвалят решение. Это позволяет понять заинтересованность пользователя в товаре/услуге/опции и внести коррективы до этапа запуска.
После тестирования есть три варианта развития событий: запуск в производство, доработка прототипа, возвращение к этапу генерации идей. Такая методика позволяет избежать затрат на выпуск ненужного продукта.
Инструменты дизайнерского мышления могут применяться во всех сферах: при разработке интерфейса сайта, создании инновационных медицинских приборов, пошиве одежды, продаже продуктов. Бизнес, основанный на потребностях и болях людей, позволяет повысить качество их жизни и ведёт к успеху.
Несколько конкретных примеров применения концепции:
Методика дизайн-мышления позволяет минимизировать затраты на разработку и вывод продукции на рынок, создавать востребованные товары и услуги. Она универсальна и подходит для любой отрасли.
Научиться дизайн мышлению можно самостоятельно или на специализированных курсах. Выбирая первый вариант, следует использовать учебную литературу, онлайн-сервисы, видео, доступные в интернете.
Обучение на курсах позволяет получать материал постепенно, переходя от простого к сложному. Кроме того, оно даёт возможность перенять опыт специалистов, использующих методику, и отработать полученные знания на практике.
Программы обучения дизайн-мышлению предлагают многие образовательные центры: CODDY, Специалист, Coursera, Синергия. Занятия проводятся в виде однодневных тренингов или курсов длительностью до 12 недель.
Дизайн-мышлению посвящено немало научных исследований и публикаций. Если вы хотите углубиться в изучение этого вопроса, обратите внимание на специализированную литературу.
Тим Браун — специалист компании IDEO, которая пропагандирует концепцию как основу бизнеса. Автор рассказывает, как использовать дизайнерское мышление на всех этапах создания и реализации товаров.
Авторы издания преподносят дизайн-мышление как простой инструмент, который может повысить эффективность любого бизнеса. Книга включает множество кейсов и практических примеров, а также пошаговые инструкции для менеджеров.
Книга — практическое руководство по внедрению методов дизайн-мышления в работу компаний. Она включает подробное описание всех этапов процесса, чек-листы для генерации идей, способы прототипирования результатов и много другой полезной информации.
Издание содержит более 50 практических техник, которые можно использовать в любой компании. Книга включает инструкции, шаблоны, кейсы, а также упражнения и ситуационные задачи для отработки навыков дизайнерского проектирования.