Ещё в детском саду ребёнка спрашивают взрослые: «а кем ты хочешь стать?» Что б ребёнок ни ответил — взрослые умиляются. Когда наступает подростковый возраст, учителя и родители задают вопросы уже не праздно, не чтобы развлечься, а с тревогой: выбор профессии — это очень важно. Однако дети в восьмом, а иногда и в одиннадцатом классе часто не знают, куда им пойти учиться, кем стать. На что опираться при выборе профессии — расскажем в этой статье.
Какие факторы влияют на выбор профессии, рассказывают психологи, профориетологи, педагоги, но единой классификации не выработано.
Одна из самых известных систем выбора профессии принадлежит российскому психологу и педагогу Евгению Климову. Её ещё называют восьмиугольником Климова, поскольку он выделил 8 факторов выбора профессии:
Разберём, что влияет на выбор профессии, подронее.
Личные профессиональные планы
Это карьерный трек, который человек сам для себя создал. Например, вы мечтаете работать в определённой компании на определённой должности. Это цель. Чтобы её достичь, нужно поставить для себя задачи — то есть определить, какие шаги нужно сделать, чтобы получить желаемый результат.
С течением жизни карьерные планы могут уточняться, меняться. Толчком к этому может стать смена ценностей, изменения в жизни и многое другое. О том, как во взрослом возрасте менять профессию, мы писали в статье «Как поменять профессию и работу в 30, 40 или 50 лет».
Способности
Мы все разные: кто-то отлично рисует, кто-то с лёгкостью овладевает иностранными языками. Один моментально может разобраться в математических формулах, а другой — чутко воспринимает красоту рифмы и метафоры в стихах. Это всё способности.
Если человек знает о своих способностях, то ему будет проще выбрать профессию. Например, аналитический склад ума, умение решать задачи помогут сделать карьеру в экономике, аналитике данных.
Знания о существующих профессиях
Мир меняется. Некоторые профессии отмирают у нас на глазах или трансформируются. Чтобы выбрать перспективную специальность, стоит изучить современный рынок труда: кто востребован, какие тренды зарождаются, в какую сторону меняется мир. Чем шире знания, тем выше вероятность выбрать то, что идеально вам подойдёт. Напротив, узкие знания о современных профессиях могут привести к неверному решению.
Например, подросток мечтает связать свою жизнь с медициной. Очевидный выбор — врач. Но в медицине есть и современные направления. Например, биоинформатик, аналитик медицинских данных.
Желание общественного признания
Вообще, желание быть признанным в обществе, — хороший мотиватор. Например, дети в начальной школе тщательно делают уроки, чтобы учитель и одноклассники их уважали.
Для многих быть признанным важно. Это путь к профессиям, где можно находиться на виду. Например, певец, артист, профессиональный спортсмен. Возможно, подойдут профессии, уважаемые в обществе. Например, врач. Кто-то будет стремиться к руководящей должности.
Одним словом, каждый видит признание в чём-то своём. Нужно найти, что для вас значит признание.
Склонности
Склонности — не то же самое, что способности. Склонности — то, что нас вдохновляет, чем нам нравится заниматься. Не обязательно мы делаем это хорошо, но удовольствие однозначно получаем.
Например, вы любите вязать носки. Можно сделать это хобби и вязать по вечерам ради удовольствия. Можно — сделать бизнесом: открыть онлайн-школу по вязанию, разрабатывать мастер-классы, торговать носочной пряжей и собственными изделиями.
Позиция семьи
Семья может оказать огромное влияние на выбор профессии. Причём влияние как положительное, так и отрицательное.
Семейные традиции. До сих пор можно встретить профессиональные династии. Например, все в роду врачи. От ребёнка ждут, что он пойдёт по стопам предков. Способности, цели, мечты и желания ребёнка при этом задвигаются на задний план. Излишнее давление, высокие ожидания могут привести к конфликту в семье (дети часто уходят в отрицание). Либо ребёнок становится безвольным, выполняет волю родных, но удовлетворения не испытывает.
Нереализованные мечты родителей. Мамы и папы часто воспринимают ребёнка как продолжение самого себя и воспитывают его в духе «доделай то, что у меня не получилось». Например, мама бросила карьеру певицы из-за семьи и сейчас всячески пытается устроить дочь в эту сферу. Проблемы те же самые, что и с династиями — мы не учитываем истинные потребности ребёнка.
Финансовые возможности семьи. Иногда ребёнку приходится учиться там, где получится, потому что родители не могут платить за вуз или не могут содержать ребёнка 5 лет, пока идёт учёба.
Культурные нормы семьи. Иногда в семье сильны некоторые установки, которые навязываются детям. Например, бизнесмены — люди без морали, полиция — низкие подлые личности, на госслужбе всегда стабильно, честным путём не заработаешь, лучше быть бедным, но честным и гордым и т. д. В итоге путь к некоторым сферам становится закрытым — ребёнок туда боится идти.
Мнение друзей
Школьники выбирают профессию в возрасте 15−18 лет. Это подростковый период, который характеризуется сепарацией от родителей. Детям в этом возрасте важно мнение сверстников, друзей. Бывает, что профессию выбирают за компанию: уходят в колледж после 9 класса, поскольку в школе не остаётся друзей или поступают в один институт с подругой.
Также может оказать влияние социальное давление. Допустим, все в окружении ребёнка бредят IT, а он хочет пойти в лингвистику, но стесняется, боится осуждения.
Потребности рынка труда
Мы уже упомянули, что рынок труда постоянно меняется, впрочем, как и геополитическая, экономическая обстановка. Например, сейчас в России активно развивается IT-направление, инженерия, военное дело во всех проявления (от командного до технологического). Есть «вечные» профессии: врачи, учителя, воспитатели. Их сложно заменить искусственным интеллектом или роботами, поэтому об отмирании этой сферы речи не идёт. Также возможно развитие гейминга, ивент-сферы, туризма. На данный момент есть недостаток в рабочих, которые могли бы работать на заводах.
Однако потребности рынка меняются постоянно, также происходить перенасыщение. Массовый интерес к IT-сфере может привести к тому, что специалистов станет так много, что рабочих мест не хватит всем, а зарплаты упадут.
Для успешного выбора прфоессии необходимо учитыватьв се факторы. Задумываясь о карьерном пути, школьники часто учитывают не все. Школа, родители могут тормозить тот или иной фактор, ставить установки. Например, навязывать свой выбор и своё представление о хорошей карьере.
Чтобы проще было определиться с будущей профессией, определите свои желания, умения и возможности
1. Хочу. Спросите себя, чего вам хочется на самом деле. Не вашим родителям, не вашим учителям или друзьям, а именно вам. Можно, например, представить себе картинку — типичный рабочий день, который принесёт удовольствие и в котором будет комфортно. Опять же это должен быть образ, который отображает ваши мечты. Важно очиститься от навязанных установок. Допустим, вы представляете, что сидите один в кабинете, подписываете документы и указываете другим, что нужно делать. Может, стоит пойти в бизнес?
2. Могу. Что у вас хорошо получается, что вы умеете, в чём вы уже показали себя? На этом этапе стоит отделить академические успехи от личных. Если у вас пятёрка по математике, это не значит, что нужно связать жизнь с этой наукой. Отталкиваемся от личных умений и желаний. В конце концов, пятёрка может быть связана с усилиями педагога или репетитора.
3. Надо. Что вам нужно, чтобы достичь успеха и как можно реализовать свои мечты. Например, какие предметы ЕГЭ нужно сдавать, на сколько баллов, как подтянуть знания, как создать портфолио в вуз.
Профориентолог Анастасия Кассина предлагает такой план выбора профессии для подростка:
Несколько вариантов, которые можно использовать, чтобы была поддержка в выборе профессии.
1. Родители. Пожалуй, начинают все с родителей. В этом есть свои плюсы и свои минусы. Мама и папа могут сбить подростка с пути собственными установками, представлениями о прекрасном будущем и великолепной карьере. Если взрослые не очень чутко относятся к ребёнку, придерживаются тоталитарного стиля воспитания, то они будут препятствовать самоопределению.
2. Профориентолог. Есть такая профессия — помогать с выбором карьерного пути. Профориентолог не знает вас и ребёнка, а, значит, не навешивает ярлыки, как это часто бывает с педагогами в школе. Профориентолог проведёт тестирование, представит результаты, определит проблемы, которые мешают самоопределиться, поможет разобраться в себе, познакомит с профессиями, наставниками, вузами. Главное — выбрать специалиста, который психологически подходит вам и ребёнку. Какие бы хвалебные отзывы ни сопровождали профориентолога, если ребёнок с ним закрыт, то результата вы не получите.
3. Психолог. Он поможет разобраться в себе и в том, чего хочется именно вам. То есть нащупать свой путь или решить другие проблемы, которые мешают выбору профессии. Например, ослабить конфликт с родителями, найти мотивацию к учёбе. Психолог должен вам подойти. Не с каждым специалистом могут сложиться доверительные отношения. К тому же есть разные психологические техники. Возможно, вам придётся попробовать несколько разных психологов, прежде, чем найдёте подходящего.
4. Школа. С 7 класса в школе начинается профориентация. Детей знакомят с современными профессиями. При желании школа может проводить профпробы — то есть дети попробуют себя в той или иной деятельности. Можно пройти профориентацию в школе: с помощью преподавателей, психолога. Но только в том случае, если у ребёнка с педагогами сложились хорошие отношения, а сами учителя не используют язык ярлыков и установок. То есть подходят к выбору профессии объективно и через научно обоснованный подход.
5. Окружение. Это могут быть друзья ребёнка, друзья родителей, их коллеги. Со всеми можно пообщаться про профессии. Со взрослыми можно даже договориться о том, чтобы побыть немного на их работе, посмотреть, что там происходит. Допустим, знакомый юрист может взять в суд, чтобы понаблюдать за процессом, повар — пустить на профессиональную кухню илиу строить мастер-класс.
Ошибки вы выборе профессии зачастую связаны со слабым самоопределением и со слепым следованием за навязанным мнением или установками. Ещё часто встречается устаревший подход к выбору профессии.